Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Мониторинг стоимости предприятия ("Аудиторские ведомости", 2000, N 11)



"Аудиторские ведомости", N 11, 2000

МОНИТОРИНГ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Для анализа эффективности управления промышленным предприятием необходимо использовать современные методы финансового менеджмента. В качестве инструмента анализа целесообразно применение периодического проведения оценки его стоимости. Предлагаемый подход позволит в отличие от традиционно применяемых методов финансового анализа, основывающихся на анализе финансовых коэффициентов, учитывать не только данные бухгалтерской отчетности предприятия, но и все многообразие факторов, влияющих на результаты его деятельности.

Ввиду того что из-за недостатков применяемых как ранее, так и в настоящее время традиционных методов в свете текущей экономической ситуации в России, многие существенные факторы остаются вне рассмотрения финансового анализа. Поэтому, как нам представляется, необходимо использовать современные методы финансового менеджмента, заимствованные из опыта зарубежных стран с развитой экономикой рыночного типа.

В качестве традиционного инструмента для суждения о состоянии предприятия применяется так называемый финансовый анализ. При его реализации в начале рассчитывают специальным образом подобранные финансовые коэффициенты, а затем их значения сравнивают с эталонными, известными из статистических наблюдений, и на основе этого делают соответствующие выводы. В числе таковых - известные коэффициенты покрытия, рентабельности, ликвидности, оборачиваемости и др. Финансовый анализ позволял делать аргументированные выводы в условиях плановой экономики, при которых существовали разработанные, согласованные и утвержденные планы; были отлажены системы поставки сырья и сбыта продукции; налажена, четко регламентирована и строго соблюдаема свойственная плановой экономике система финансирования. В подобных условиях метод финансового анализа позволял делать выводы о компетентности управления предприятием и контролировать выполнение заданий, а также служил источником информации для принятия управленческих решений.

В условиях переходной экономики практически при отсутствии всех названных элементов плановой традиционные методы финансового анализа представляют собой как бы формальный подход и не позволяют учитывать целый ряд важных факторов, например состояние экономики региона, в котором расположено предприятие; рыночную конъюнктуру; особенности финансирования и проведения расчетов; перспективы развития предприятия, отрасли и т.п. Для устранения этого недостатка в качестве альтернативного инструмента анализа состояния предприятия представляется целесообразным использовать периодическое определение его стоимости, основывающееся на современных методах финансового менеджмента.

Для обоснования правомерности использования суждения о стоимости предприятия в качестве критерия оценки эффективности управления им определим цели функционирования предприятия.

Приступая к этому, заметим, что большинство промышленных предприятий в силу специфики своих отраслей имеют целый ряд особенностей, среди которых:

обязательность обслуживания некоторых потребителей (не позволяющая в полной мере проводить оптимальную сбытовую политику);

контроль со стороны антимонопольного комитета (ограничивающего возможность адекватно реагировать на складывающуюся на рынке ценовую ситуацию);

закрепленная в государственной собственности доля пакетов акций (что вызывает необходимость помимо коммерческих интересов предприятия учитывать подчас противоречащие им социальные интересы общества);

определенное специальными законодательными актами наличие законсервированных мощностей и т.п.

При этом предприятия, являясь по организационной форме коммерческими предприятиями, в качестве целей своей деятельности помимо коммерческой выгоды преследуют цели содействия сбалансированному развитию хозяйства региона или страны в целом, а также удовлетворения социальных потребностей общества, что, безусловно, усложняет анализ, но не делает его невозможным. Поэтому, на наш взгляд, справедливо считать, что целью деятельности управляющего предприятием является повышение благосостояния его владельцев, а соответственно критерием качества работы управляющего - стоимость вверенного ему предприятия.

Такое определение целей функционирования предприятия создает возможность разработки нового подхода анализа состояния предприятия на основе периодического определения его стоимости. Поскольку такие работы предполагается проводить путем определения стоимости предприятия в моменты времени, максимально приближенные к текущим, его можно назвать мониторингом стоимости предприятия. Мониторинг стоимости предприятия позволит учесть экономическую ситуацию, складывающуюся вокруг предприятия; условия финансирования и порядок расчетов, а также все многообразие факторов, в конечном счете оказывающих влияние на его стоимость. Помимо этого данный подход позволит определить, за счет чего произошли изменения стоимости предприятия - за счет принимаемых его руководством решений или за счет изменений внешних условий.

Задача организации мониторинга стоимости предприятия может быть решена путем применения современных методов финансового менеджмента, учитывающих индивидуальные особенности предприятий, но требующих применения также и современного информационного обеспечения, и математического моделирования, без которых невозможно получение адекватно отражающего действительность результата.

В основе мониторинга стоимости предприятия лежит заимствованная из опыта стран с развитой рыночной экономикой практика определения стоимости действующего предприятия (бизнеса).

Естественно, механическое перенесение западного опыта на отечественную почву не может дать положительных результатов из-за слишком больших различий условий функционирования предприятий. Учитывая этап, на котором находится экономика России, они проявляются прежде всего в различиях правовых сред; существенных ограничениях на сбыт продукции и поставку сырья, свойственных некоторым отраслям промышленного производства, и т.п.

В своем традиционном применении оценка стоимости предприятия применяется для принятия обоснованного решения при совершении сделок купли - продажи, определении залоговой или страховой стоимостей, выборе инвестиционных решений, определении стоимости предприятий при их реорганизации и т.д. Такой оценке свойственно то, что она выполняется на конкретный момент времени, а не является периодически повторяющейся. В этой связи прежде всего следует особо отметить неприменимость в рассматриваемом случае наиболее часто применяемого стандарта - обоснованной рыночной стоимости, так как при подобных обстоятельствах нет, а зачастую и не может быть рынка, на котором осуществлялись бы сделки купли - продажи предприятий целого ряда отраслей хозяйства.

Рассмотрим информацию, которая может быть учтена в ходе организации мониторинга стоимости предприятия, с одной стороны, и которую необходимо учитывать при определении стоимости предприятия методами финансового менеджмента - с другой. При этом заметим, что большинство называемых элементов остается вне рамок рассмотрения традиционно используемого финансового анализа.

Условно в информации можно выделить три уровня: макроэкономический, отраслевой и внутренний.

На уровне макроэкономической информации в первую очередь требуются знания о:

состоянии мировой экономики и рыночной конъюнктуры как в сфере деятельности предприятия, так и в целом по стране;

текущей величине и прогнозных показателях валового внутреннего и национального продуктов страны, в которой действует предприятие;

текущем и прогнозном состоянии сферы денежно - кредитного обращения, в частности уровне инфляции и процентных ставках;

политической и правовой ситуации в стране, а также их предполагаемых изменениях.

Среди отраслевой информации требуется учитывать:

перспективы отрасли с учетом конкуренции;

настоящий и будущий спрос на продукцию;

темпы роста производства, которые могут найти спрос на рынке;

прогноз уровня цен на продукцию и сырье;

государственное регулирование деятельности предприятий отрасли (налоги, льготы, акцизы, пошлины);

информацию о предприятиях отрасли;

информацию с рынков долгов и векселей;

информацию о рынках слияний и поглощений предприятий;

информацию о котировках акций предприятий отрасли на фондовом рынке.

Во внутренней информации, принимаемой к расчету, назовем лишь наиболее часто встречающуюся при проведении анализа, так как в каждом случае мы имеем дело с факторами, обусловленными спецификой как отрасли, так и самого предприятия:

данные бухгалтерской отчетности с расшифровкой по конкретным статьям (именно они используются при проведении применяемого в настоящее время финансового анализа);

характеристики поставщиков сырья и покупателей готовой продукции и то, каким образом оформлены отношения с ними;

соотношение долей продукции, поставляемой на экспорт, и продукции, реализуемой на внутреннем рынке;

возможные изменения в номенклатуре продукции;

политика в отношении привлечения кредитов и прочих источников финансирования, расчет затрат на их обслуживание;

капитальные вложения с целью замены основных средств предприятия по мере их износа и капитальные вложения с целью расширения производственных мощностей;

наличие неоперационных (непроизводственных) активов;

наличие законсервированных или выведенных из оборота мощностей (мобилизационный запас);

собственный оборотный капитал с позиций его достаточности для обеспечения будущих потребностей предприятия.

Кратко рассмотрим три группы методов мониторинга стоимости предприятия и определим факторы, которые они позволяют учитывать.

Доходный подход

Группа методов, основанная на анализе прогноза потока дохода, приносимого предприятием, строится на утверждении, что предприятие стоит столько, сколько сегодня стоит приносимый им будущий денежный поток. Для реализации доходных методов требуется, во-первых, построение модели будущего денежного потока и, во-вторых, определение текущей стоимости этого будущего денежного потока с учетом изменения стоимости денег во времени (достигается путем применения специальной величины, называемой ставкой дисконтирования).

Эта группа методов дает возможность учесть:

с одной стороны, при расчете ставки дисконтирования - знание текущего состояния и прогноза состояния макроэкономики страны и положения дел в отрасли, а также условия финансирования конкретного предприятия и его политику в получении и предоставлении кредитов;

с другой стороны, при расчете денежного потока - все многообразие факторов, влияющих на денежный поток, приносимый предприятием: прибыль, издержки (включая амортизацию), политику в отношении капитальных вложений и привлечения кредитов; порядок оплаты произведенной продукции; налоговую среду и т.д.

Сравнительный подход

Группа методов, основанная на сравнении предприятия с аналогичными, строится на утверждении, что предприятие стоит столько, сколько стоит предприятие с аналогичными характеристиками, функционирующее в аналогичных условиях, оцененное примерно в одно время. Для реализации методов данной группы требуется владение, во-первых, информацией о состоянии данного предприятия и состоянии аналогичных предприятий отрасли и, во-вторых, информацией о среде, в которой функционируют предприятия.

Эта группа методов дает возможность учесть:

с одной стороны, положение предприятия в отрасли среди аналогичных ему, для чего, в частности, используется и традиционный финансовый анализ;

с другой стороны, находит отражение специфика отрасли, региона, правовой среды и прочих внешних факторов, в которых функционируют предприятия.

Затратный подход

Группа методов, основанная на анализе затрат, необходимых на создание предприятия, строится на утверждении, что предприятие стоит столько, сколько стоят в существующих сегодня ценах принадлежащие ему активы за вычетом обязательств. Для реализации методов данной группы требуется оценка текущих стоимостей приносящих прибыль активов предприятия и его обязательств.

Группа методов дает возможность учесть как реальную стоимость участвующих в производственном процессе активов предприятия, так и стоимость различных его обязательств и обременений. Однако она не позволяет учитывать стоимость репутации фирмы (гудвилла) - фактора, превращающего существующие разрозненно, неупорядоченные активы в действующее предприятие. Для этого используется комбинация методов затратного и доходного подходов.

Заметим, что доходный подход позволяет определить стоимость предприятия, прогнозируя его будущие показатели; сравнительный подход позволяет определять стоимость предприятия в настоящий момент времени; затратный же подход опирается на анализ прошлого накопления предприятием активов.

Мониторинг стоимости предприятия позволит не только дать ответ о стоимости предприятия на фиксированную дату, но, разработав модель ее изменений с учетом влияния внешней среды и финансово - хозяйственных показателей предприятия, и моделировать результаты принимаемых решений и учитывать изменения внешних условий. Эта задача может быть успешно решена с использованием современных методов вычислительной математики, в частности нейросетевых алгоритмов, для чего требуется привлечение специалистов в области современных методов вычислительной математики.

Использованная литература

1. Атлас оценки земель г. Москвы. Под ред. В.А. Прорвича. - М.: Экономика, 1999. - 501 с.

2. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. - М.: "Финансы и статистика", 1996. - 780 с.

3. Международные стандарты оценки. - М.: РОО, 1995. - 30 с.

4. Оценка бизнеса. Учебник под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. - М.: "Финансы и статистика", 1998. - 510 с.

Подписано в печать А.П.Красовский

08.11.2000 Доцент кафедры "Оценка собственности"

Финансовой академии при

Правительстве Российской Федерации,

кандидат технических наук

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Аудиторы и рынок оценочных услуг ("Аудиторские ведомости", 2000, N 11) >
Статья: Налогообложение в Швеции ("Аудиторские ведомости", 2000, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.