Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О необходимости укрепления государственного финансового контроля в системе исполнительной власти Российской Федерации ("Финансовая газета", 2000, N 21)



"Финансовая газета", N 21, 2000 О НЕОБХОДИМОСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Происходящие в Российской Федерации преобразования уточнили характер задач, исторически стоящих перед государством. Это относится и к государственному финансовому контролю в Российской Федерации за целевым расходованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных и других федеральных средств. На протяжении более 75 лет одной из ведущих структур, осуществляющих решение указанной задачи в России, была и остается система контрольно - ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации. Причем данная система по обеспечению последующего финансового контроля в настоящее время является практически единственной в структуре исполнительной власти. Место и роль контрольно - ревизионных органов Минфина России определяются законодательными, правовыми актами Российской Федерации, а также приказами Минфина России. Приоритетность решения поставленных перед контрольно - ревизионным аппаратом Минфина России задач была определена Президентом Российской Федерации в Послании 1999 г. Федеральному Собранию Российской Федерации "Россия на рубеже эпох", в котором обозначены вопросы, связанные с укреплением вертикали финансового контроля в системе исполнительной власти, а также в Концепции бюджетной политики в области расходов на 2000 г., предусматривающей одним из основных принципов построения расходной части федерального бюджета на 2000 г. введение жестких санкций за незаконное и нецелевое использование бюджетных ассигнований. Коллегией Минфина России (Решение от 21.12.1999 N 12П) отмечено, что для повышения эффективности работы осуществлены первоочередные шаги по совершенствованию системы контрольно - ревизионных органов Минфина России, направленные на усиление их статуса и полномочий в соответствии с современными требованиями. Правительством Российской Федерации приняты Постановления от 06.03.1998 N 276 "О Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации" и от 06.08.1998 N 888 "О территориальных контрольно - ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации". В условиях происходящих ныне сложных экономических преобразований в стране контрольно - ревизионным аппаратом Минфина России в 1999 г. проведено почти 48 тыс. ревизий и проверок, в ходе которых выявлено различных финансовых нарушений на общую сумму 28,5 млрд руб., из них по федеральному бюджету - на 15 млрд руб. Наиболее эффективная контрольно - ревизионная работа достигается при взаимодействии с правоохранительными органами. Для развития данного направления издан межведомственный Приказ Министерства финансов Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации (согласованный с Генеральной прокуратурой Российской Федерации) от 07.12.1999 N 89н/1033/717 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно - ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при проведении ревизий (проверок)". В целях усиления взаимодействия с органами федерального казначейства Минфином России издан Приказ от 28.12.1998 N 265 "Об утверждении порядка взаимодействия управлений федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации и контрольно - ревизионных управлений Минфина России в субъектах Российской Федерации по организации, проведению и реализации материалов ревизий и проверок". Контрольно - ревизионному аппарату Минфина России как наиболее действенному органу последующего государственного финансового контроля постоянно даются ответственные поручения по организации и проведению ревизий и проверок Правительством Российской Федерации и Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации. Причем количество таких поручений ежегодно возрастает. Специалисты контрольно - ревизионного аппарата Минфина России многократно привлекались к различным проверкам, проводимым Счетной палатой Российской Федерации. Всего в 1999 г. Департамент государственного финансового контроля и аудита рассмотрел 16 396 обращений и писем, в том числе поступивших от граждан и организаций, включая министерства, ведомства и контрольно - ревизионные управления Минфина России в субъектах Российской Федерации - 15 291, из Администрации Президента Российской Федерации - 195, от палат и депутатов Федерального Собрания Российской Федерации - 48, из Аппарата Правительства Российской Федерации - 484 и из субъектов Российской Федерации - 468 обращений и писем. Наиболее сложные по содержанию и крупномасштабные ревизии и проверки по целевому расходованию средств федерального бюджета проведены в организациях агропромышленного комплекса 80 субъектов Российской Федерации (материалы по данным ревизиям и проверкам были использованы при подготовке визита исполняющего обязанности Президента Российской Федерации В.В. Путина в Краснодарский край), в 79 субъектах Российской Федерации (по использованию трансфертов и бюджетных ссуд), в 26 организациях ОАО нефтяной компании "Роснефть", ряде органов управления Министерства обороны России (по оплате нефтепродуктов и продовольственному обеспечению армии и флота), Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Военно - Морском флоте Российской Федерации, морских портах городов Новороссийска, Санкт - Петербурга, Находки и Ленинградской области. Также проведена проверка использования денежных средств исполнительными органами Содружества Независимых Государств (по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и обращению исполкома СНГ) и др. В ходе ревизий и проверок контрольно - ревизионным аппаратом особое внимание уделялось целевому использованию средств, выделенных из федерального бюджета, контролю за сохранностью денежных и материальных ресурсов, достоверности представленных данных о задолженности федерального бюджета организациям, соблюдению валютного законодательства. Проверка целевого использования средств, выделенных из федерального бюджета на мероприятия по государственной поддержке завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, проведена в 22 субъектах Российской Федерации. О результатах проверки в декабре 1999 г. доложено министру финансов Российской Федерации М.М. Касьянову, им дано соответствующее поручение Департаменту межбюджетных отношений. Контрольно - ревизионными управлениями Минфина России в субъектах Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 08.07.1997 N 690 "О мерах по ликвидации задолженности по выплатам заработной платы работникам бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.1997 N 886 "О мерах по погашению задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы субъектов Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1998 N 495 "О дополнительных мерах по обеспечению выплат заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов" постоянно проводятся проверки целевого использования средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, выделенных на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. За 1999 г. проверено более 11 тыс. бюджетных учреждений по данному вопросу. По результатам проведенных проверок целевого использования средств, выделенных из бюджетов всех уровней на выплату заработной платы работникам социальной сферы, в 1999 г. подготовлено 10 докладов, в том числе руководству Минфина России и Правительству Российской Федерации. Наиболее типичные нарушения валютного законодательства выявлены по операциям, связанным с движением капитала без разрешения (лицензии) Банка России, невозвратом валютных средств в уполномоченные банки Российской Федерации, сокрытием в бухгалтерском учете объектов недвижимости, имеющих валютную балансовую стоимость. Департаментом государственного финансового контроля и аудита значительно расширено взаимодействие с Финансовой инспекцией Минобороны России и Контрольно - ревизионным управлением МВД России. С участием представителей Департамента постоянно проводились координационные совещания при Главном военном прокуроре в целях улучшения взаимодействия органов прокуратуры и контрольно - ревизионных органов, действующих в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях, по вопросам противодействия экономическим правонарушениям и коррупции. Организована постоянно действующая рабочая группа с Главным управлением по борьбе с организованными преступлениями. Масштабы выявленного ущерба по федеральному бюджету представлены на рис. 1. 80,0% ¦ ¦ 77,0% ¦ -----¬ 70,0% ¦ 68,0% ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 60,0% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 52,7%¦ ¦ 50,0% ¦ 50,6%¦ ¦ -----+ ¦ ¦ -----+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 40,0% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 30,0% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 20,0% ¦ 20,4% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ 19,4% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10,0% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ * ¦ ¦ * ¦ ¦ * ¦ х ¦ ¦ * ¦ х ¦ 0,0% L----+----+-----+----+------+----+----+------+----+----+-- ———— 1992 1995 1998 1999 Примечание. При расчете использовалось отношение суммы финансовых нарушений, выявленных в организациях, состоящих на федеральном бюджете, и организациях, получающих (помимо собственных источников финансирования) средства федерального бюджета, к общей сумме выявленных финансовых нарушений. * - всеми работниками контрольно - ревизионного аппарата х - работниками центрального аппарата Рис. 1. Доля финансовых нарушений в использовании средств федерального бюджета в общей сумме выявленных нарушений В 1999 г. в результате принятых мер взыскано и восстановлено в возмещение выявленного ущерба 2194 млн руб., в том числе 724 млн руб. в федеральный бюджет. Начислено дополнительных платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды всех уровней на 5150 млн руб., в том числе в федеральный бюджет и федеральные бюджетные фонды на 4553 млн руб. Из общей суммы начисленных дополнительных платежей поступило в бюджеты и во внебюджетные фонды всех уровней 2776 млн руб., в том числе федеральных средств на 2685 млн руб. Многим контролерам - ревизорам за добросовестное выполнение служебных обязанностей и проведение на высоком профессиональном уровне ревизий и проверок были вынесены различные поощрения не только по инициативе руководства Минфина России и контрольно - ревизионных управлений Минфина России в субъектах Российской Федерации, но и по обращениям органов прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности и других органов. В последнее время ряд работников контрольно - ревизионных органов Минфина России были отмечены правительственными наградами. Эффективность работы контрольно - ревизионных органов Минфина России могла быть значительно выше, не будь имеющихся проблем законодательного, материально - технического, финансового, нормативно - информационного обеспечения, проблем кадрового и социально - бытового характера. При этом необходимо подчеркнуть, что в Минфин России поступают многочисленные обращения о выделении дополнительной численности работников контрольно - ревизионным управлениям Минфина России в субъектах Российской Федерации в целях усиления государственного финансового контроля на местах не только от руководителей этих управлений, но и от полномочных представителей Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, глав администраций, депутатов различных уровней и правоохранительных органов. Только по состоянию на 1 мая 2000 г. таких официальных обращений поступило примерно на 800 единиц, и они продолжают поступать как в Правительство Российской Федерации, так и непосредственно в Минфин России. Также следует иметь в виду, что численность работников центрального аппарата Минфина России, занятых на контрольно - ревизионной работе, за 5 лет сокращена более чем в 2 раза. Настораживает тревожная тенденция сокращения численности контролеров - ревизоров, имеющих специальное образование и соответствующую профессиональную подготовку. Многие специалисты, достигнув в контрольно - ревизионном аппарате необходимой квалификации, переходят на работу в коммерческие структуры, где зачастую уровень оплаты труда в среднем в 3 - 5 раз выше при значительно меньшей загруженности по работе. Минимальную потребность в дополнительной численности работников для контрольно - ревизионного аппарата в целом можно определить в количестве 700 единиц (рис. 2) с поэтапным ее введением в случае поддержки со стороны Правительства Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или за счет определенного перераспределения численности территориальных органов министерства. Безусловно, при этом предполагаются рационализация контрольной работы и повышение ее эффективности. Единиц 8242 8000 ¦ -----¬ 7902 ¦ ¦ ¦ -----¬ 7203 7000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ 6857 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ 6000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5000 ¦ 4875 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0 L-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+--- ———— 1992 1993 1995 1998 1999

Рис. 2. Штатная численность работников

контрольно - ревизионного аппарата Минфина России

(на конец отчетного года)

За все годы существования контрольно - ревизионного аппарата Минфина России во многом из-за отсутствия соответствующего статуса крайне слабо решались социальные вопросы, прежде всего связанные с предоставлением жилья. В настоящее время для решения этих вопросов необходимо не более 20 млн руб. для переселения контролеров - ревизоров из общежитий в отдельные квартиры.

Складывается сложная ситуация с информационным обеспечением контрольно - ревизионных органов. Отсутствуют специальные программные средства, автоматизирующие работу контролеров - ревизоров и обеспечивающие построение единой информационной системы контрольно - ревизионных органов. Поэтому есть необходимость в создании специализированной информационной системы с условным наименованием "Контроль".

Одним из источников финансирования развития контрольно - ревизионных органов Минфина России в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" определен Фонд контрольно - ревизионных органов Минфина России, который должен формироваться за счет 30% сумм средств, дополнительно поступивших в федеральный бюджет и целевые бюджетные фонды по результатам проведенной контрольной работы. И сейчас ставится задача не только выполнения этого решения, но и сохранения соответствующей позиции в бюджете 2001 г. Но это лишь один из элементов развития системы.

Еще раз хотелось бы заострить внимание на том, что совершенствование системы контрольно - ревизионных органов Минфина России, осуществляемое в течение более полутора лет, проводится в целях приближения организации и структуры, уровня и форм взаимодействия с другими государственными контролирующими органами, кадрового состава, материально - технического и информационного обеспечения контрольно - ревизионных органов Минфина России к уровню, соответствующему решению поставленных задач. При этом эффективное проведение данной работы возможно только при комплексной постановке задач и комплексном проведении соответствующих мероприятий при одновременном совершенствовании правовой базы.

Этими причинами продиктована необходимость разработки и реализации Федеральной целевой программы перспективного развития контрольно - ревизионных органов Минфина России на 2001 - 2004 гг. Безусловно, это - далеко не стандартное предложение для решения вопроса - также не стандартного, но важного, на наш взгляд, для государства. Насколько данное предложение в конечном итоге найдет понимание, в том числе у специалистов Минэкономики России, покажет время. Если говорить о сегодняшних положениях данного проекта, то целью Программы является комплексное развитие системы контрольно - ревизионных органов Минфина России, направленное на кардинальное усиление контроля за расходованием бюджетных средств и повышение эффективности их деятельности и отдачи для государства в целом, в том числе через предотвращение финансовых нарушений в сфере экономики.

В Программе определены основные направления развития организации и структуры, уровня и форм взаимодействия с другими государственными контролирующими органами, кадрового состава, материально - технического и информационного обеспечения контрольно - ревизионных органов Минфина России.

Основными задачами данной Программы являются:

1. Разработка законодательной базы, нормативно - правовых актов, инструктивных и методических документов, повышающих эффективность государственного финансового контроля, включая проект федерального закона "О государственном финансовом контроле в Российской Федерации".

2. Определение новых стратегических направлений контрольно - ревизионной работы и совершенствование структуры контрольно - ревизионных органов, включая создание аналитического центра.

2.1. Создание условий для реализации мер по оптимизации бюджетных расходов и обеспечению их эффективного и целевого использования.

2.2. Внедрение на базе комплексного и системного анализа контрольных материалов и тенденций прошлых лет системы прогнозных оценок и предложений для Правительства Российской Федерации по совершенствованию законодательства, элементов экономической политики и возможному предотвращению финансовых нарушений в сфере экономики.

3. Выработка с параллельным совершенствованием законодательства эффективного механизма взаимодействия органов государственного финансового контроля Российской Федерации.

3.1. Совершенствование механизма взаимодействия контрольно - ревизионных органов и органов федерального казначейства Минфина России.

3.2. Создание и отработка механизма координации работы контрольно - ревизионных органов Минфина России и органов МНС России.

3.3. Укрепление взаимодействия с органами внутренних дел, органами Федеральной службы безопасности, органами налоговой полиции и органами прокуратуры.

4. Проведение мероприятий, направленных на совершенствование ведомственного и внутреннего финансового контроля, возможно, под методологическим руководством и контролем Минфина России.

5. Совершенствование государственного финансового контроля в рамках реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации.

5.1. Совершенствование механизма взаимоотношений Минфина России и субъектов Российской Федерации в рамках передачи контрольно - ревизионным органам Минфина России функций контроля за средствами бюджетов республик в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, а также местных бюджетов.

6. Проведение мероприятий по совершенствованию подготовки и повышения квалификации работников контрольно - ревизионных органов, их профессиональной аттестации.

7. Улучшение материально - технического обеспечения контрольно - ревизионных органов Минфина России.

8. Информационно - техническое обеспечение контрольно - ревизионных органов Минфина России, включая использование аналитических технологий, разработку и пуск в эксплуатацию единой федеральной информационной программы "Контроль".

9. Изучение и внедрение в практику зарубежного опыта проведения государственного финансового контроля.

Реализация Программы, на наш взгляд, может быть осуществлена в период 2001 - 2004 гг.

Особенности построения системы контрольно - ревизионных органов Минфина России, ее территориальная масштабность предопределяют поэтапный подход к решению задачи ее комплексного совершенствования.

Подготовительный этап - в течение 2000 г. - предполагает завершение всего комплекса подготовительных мероприятий, включая выход на расчетные параметры, постановку ключевых задач, утверждение и регистрацию Инструкции "О порядке проведения ревизии и проверки контрольно - ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации", принятие постановления Правительства Российской Федерации по Фонду контрольно - ревизионных органов Минфина России в развитие Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", прохождение через Правительство Российской Федерации и направление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О государственном финансовом контроле в Российской Федерации" и собственно принятие самой Программы.

Первый этап - в течение 2001 г. - предусматривает развитие базовых условий для комплексного совершенствования контрольно - ревизионных органов Минфина России и прежде всего нормативно - правовой основы. На данном этапе должны быть обеспечены разработка и принятие необходимого пакета законодательных и нормативно - правовых актов, инструктивных и методических документов.

В первую очередь этот блок включает прохождение через Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О государственном финансовом контроле в Российской Федерации", который определит понятия, в том числе понятие "ревизия и проверка", цели, принципы, формы, органы, их права, объекты государственного финансового контроля и право на обжалование, необходимость методологического руководства и координации деятельности государственных органов и организаций, обязанных осуществлять ведомственный и внутренний финансовый контроль.

В целях реализации этого закона должен быть разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке осуществления ведомственного и внутреннего контроля федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, организациями, использующими в своей деятельности государственные федеральные средства и имущество". Данный порядок предполагается разработать с участием иностранных экспертов и с использованием международного опыта организации внутреннего аудита.

Также предусматривается подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации "О координации деятельности органов государственного финансового контроля в системе органов исполнительной власти Российской Федерации", которое повысит действенность органов государственного финансового контроля и позволит устранить дублирование и параллелизм в их работе.

Здесь необходимо отметить, что вопрос о координации и упорядочении контрольных действий достаточно остро стоит в сфере контроля. На совещании 15 марта 2000 г. и.о. Президента Российской Федерации с руководителями малых предприятий звучала тревога о возможности практически непрерывности разного рода проверок. Газета "Коммерсант" за 16 марта 2000 г. (N 44) по итогам данного совещания опубликовала список 55 контролеров (ведомств и организаций) малого бизнеса в г. Москве. Именно после данного совещания было озвучено предложение о необходимости создания так называемого министерства контроля. Подтверждая необходимость координации контрольных действий, нельзя не отметить диаметрально противоположную направленность деятельности организаций, приведенных в этом списке, и необходимость анализа всех "за" и "против" при подготовке и принятии решений по данному вопросу.

Что касается сферы государственного финансового контроля, то на уровне законодательной власти хорошими темпами идет развитие высшего контрольного органа - Счетной палаты Российской Федерации, имеющей четкую законодательную основу своей деятельности, и как показывают интервью ее председателя С.В. Степашина, эти темпы будут нарастать. По линии Администрации Президента Российской Федерации практически в каждой проверке Главного контрольного управления Президента Российской Федерации изучаются финансовые аспекты исполнения соответствующих указов и распоряжений. С учетом личного опыта работы в течение нескольких лет в этом управлении можно сказать, что в условиях достаточно непростой экономической ситуации этот институт в сфере контроля в перспективе должен получить развитие.

По нашему глубокому убеждению, и для правительственного уровня должен быть инструмент контроля, так сказать, внутреннего, оперативного последующего государственного финансового контроля, основу которого на сегодняшний день и составляет система контрольно - ревизионных органов Минфина России. В свете изложенного и в целях совершенствования процесса в настоящее время готовятся определенные поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Важным направлением при формировании соответствующей законодательной базы должно стать изучение практики привлечения к ответственности юридических и физических лиц за нецелевое использование средств федерального бюджета, необеспечение сохранности государственного имущества с подготовкой на этой основе предложений по внесению дополнений в гражданское, административное, уголовно - процессуальное, уголовное законодательство, направленных на повышение персональной ответственности должностных лиц за допущенные незаконные расходы и злоупотребления.

Совместно с научными подразделениями Минфина России, заинтересованными министерствами и ведомствами намечено сформировать пакет и дополнительно разработать целый ряд нормативно - правовых актов, инструктивных и методических документов, регулирующих деятельность контрольно - ревизионных органов Минфина России в области проведения ревизий организаций оборонного комплекса и правоохранительных органов, ревизий валютных операций, межбюджетных отношений, органов исполнительной власти и внебюджетных организаций.

Также предусматривается разработка нормативов численности и расходования средств на содержание контрольно - ревизионных органов. Первоначальное увеличение численности прогнозно составляет 350 единиц (вариант 1) - 200 единиц (вариант 2). Параллельно будет проведен функционально - экономический анализ деятельности контрольно - ревизионных органов Минфина России.

Результатом этой работы должны стать подготовка предложений по определению новых приоритетных стратегических направлений контрольно - ревизионной работы и совершенствование структуры и численности контрольно - ревизионных органов, а также выработка в рамках совершенствования законодательства адекватного механизма взаимодействия органов государственного финансового контроля Российской Федерации.

На данном этапе реализации этих положений должно быть также начато улучшение финансового, материально - технического и информационно - технического обеспечения контрольно - ревизионных органов Минфина России, включая начало комплексной разработки единой федеральной информационной программы "Контроль". При этом предусматривается, что мероприятия по информационному обеспечению будут проводиться на протяжении реализации всех этапов Программы, по мере решения поставленных Программой задач. Это относится и к мероприятиям по кадровому обеспечению деятельности контрольно - ревизионных органов Минфина России, которые необходимо начать на первом этапе реализации Программы и продолжить на протяжении реализации всех этапов. При этом в условиях совершенствования экономики государства в целом рассмотрение вопроса об относительном снижении численности может быть отнесено примерно на 2008 - 2010 гг.

В ходе реализации данного этапа должны осуществляться и подготовительные мероприятия второго этапа.

Второй этап - в течение 2002 и 2003 гг. - предусматривает дальнейшую реализацию выработанных решений по улучшению финансового и материально - технического обеспечения контрольно - ревизионных органов Минфина России с одновременным повышением эффективности и действенности последующего государственного финансового контроля.

С учетом определения новых приоритетных стратегических направлений контрольно - ревизионной работы и усовершенствованной структуры и численности контрольно - ревизионных органов, а также выработки в рамках совершенствования законодательства адекватного механизма взаимодействия органов государственного финансового контроля Российской Федерации должен быть проведен комплекс мероприятий, направленных на практически масштабное восстановление ведомственного и внутреннего финансового контроля под методологическим руководством и контролем Минфина России.

На данном этапе реализации Программы должен быть проведен комплекс мер по совершенствованию государственного финансового контроля в рамках реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации и укрепления механизма взаимоотношений Минфина России и субъектов Российской Федерации в рамках передачи контрольно - ревизионным органам Минфина России функций контроля за средствами бюджетов республик в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, а также местных бюджетов, и в первую очередь исходя из задач, предусмотренных Концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в целях повышения эффективности функционирования региональных бюджетных систем, оздоровления региональных финансов, сокращения дотационности и количества дотационных территорий.

В данный комплекс включаются мероприятия по:

методологическому руководству контрольно - ревизионной работой по исполнению бюджетов территорий (субъектов Российской Федерации, городов, муниципальных образований);

оказанию практической помощи местным органам государственной власти в организации работы по проведению ревизий исполнения местных бюджетов;

восстановлению практики проведения комплексных ревизий, связанных с составлением и исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации, не реже 1 раза в 2 года силами контрольно - ревизионных органов Минфина России с проведением на основе результатов этих ревизий анализа причин финансового положения субъекта Российской Федерации, подготовкой экспертных заключений для Правительства Российской Федерации по оздоровлению финансового состояния и целесообразности предоставления дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета.

На этом этапе в основном должна быть сформирована усовершенствованная система подготовки, повышения квалификации работников контрольно - ревизионных органов и их профессиональной аттестации. В качестве основных элементов она должна содержать цепочку: колледж - вуз - стажировка - поступление на работу - непрерывное повышение квалификации.

Необходимо закрепление обязательности повышения квалификации один раз в три года в течение месяца одновременно по трем основным (что не исключает и других) предметам:

правовые знания, прежде всего финансовое законодательство;

практика организации ревизий и проверок;

опыт центрального аппарата Министерства и наиболее успешно работающих территориальных контрольно - ревизионных органов в субъектах Российской Федерации.

Должно стать правилом направление на повышение квалификации вновь принятых работников в основном в первый год работы.

Планируется внедрение организации месячных (двухмесячных) стажировок руководящего состава территориальных контрольно - ревизионных органов (заместители руководителей, начальники отделов, их заместители) на базе 10 - 15 наиболее успешно работающих территориальных органов или непосредственно в центральном аппарате.

Для руководителей контрольно - ревизионных органов планируется проведение один раз в три года краткосрочных спецкурсов непосредственно на базе Академии бюджета и казначейства Минфина России.

При формировании системы подготовки и профессиональной аттестации планируется использование зарубежного опыта в этой области.

Третий этап - в течение 2004 г. - предусматривает окончание внедрения обновленной организации и структуры, уровня и форм взаимодействия с другими государственными контролирующими органами, кадрового состава и уточненной численности, материально - технического и информационного обеспечения контрольно - ревизионных органов Минфина России с завершением ввода в промышленную эксплуатацию единой федеральной информационной программы "Контроль". На данном этапе должна проводиться текущая доработка этих параметров.

Принятие и реализация Программы, на наш взгляд, позволят получить следующие конечные результаты:

1. Создать современную эффективную систему функционирования контрольно - ревизионных органов Минфина России как основного элемента в системе правительственного уровня последующего финансового контроля и повысить ее отдачу для государства в целом.

2. Кардинально усилить контроль за расходованием бюджетных средств, включая регулярное проведение профилактических мероприятий, направленных на возможное недопущение финансовых нарушений в бюджетной сфере.

3. Снизить количество финансовых нарушений в бюджетной сфере.

4. Достичь экономической эффективности 9 - 10 млрд руб. (в прогнозе) без учета эффекта от профилактических мероприятий в сфере экономики.

Перечисленное представляет собой итоги работы на данном этапе, предложения на перспективу. Что касается задач сегодняшнего дня, то они четко поставлены в Решении расширенной коллегии Минфина России от 14.03.2000 "Об итогах исполнения федерального бюджета за 1999 год и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2000 год" и заключаются в следующем.

Департаменту государственного финансового контроля и аудита предстоит продолжить работу по:

усилению организационно - методологического руководства территориальными контрольно - ревизионными органами Минфина России, организации постоянного контроля за их деятельностью, и в первую очередь за выполнением Приказа Минфина России от 19.08.1998 N 154 в части охвата организаций проверками целевого использования сохранности средств федерального бюджета;

укреплению взаимодействия и координации работы с государственными органами исполнительной власти, финансовыми органами субъектов Российской Федерации по совершенствованию государственного финансового контроля, обеспечению эффективного и целевого использования бюджетных средств, укреплению государственной финансовой дисциплины;

выполнению Положения о порядке взаимодействия контрольно - ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок), утвержденного межведомственным Приказом Минфина России, МВД России и ФСБ России от 07.12.1999 N 89н/1033/71, в целях усиления борьбы с организованной преступностью, преступлениями в сфере экономики и финансов, коррупцией и незаконным расходованием государственных средств;

совершенствованию взаимодействия с органами федерального казначейства по возмещению выявленного ущерба федеральному бюджету.

Подписано в печать А.Крикунов

17.05.2000 Руководитель Департамента

государственного финансового

контроля и аудита,

член коллегии

Минфина России,

к.э.н.

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет товарных операций в розничной торговле ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 21) >
Статья: Прибыль на акцию: как ее рассчитать (Начало) ("Финансовая газета", 2000, N 21)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.