Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Подготовка к экзаменам (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 21)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 21, 2000

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ

В соответствии с Приказом министра образования от 30.06.1999 N 56 Департаменту общего среднего образования Российской Федерации на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования рекомендовано обеспечить разработку образовательных программ по учебным предметам, в том числе по экономике как обязательному предмету (в 9 - 11 классах) с правом сдачи выпускного экзамена. В связи с этим публикуются разработки отдельных экзаменационных тем в целях оказания помощи педагогам и учащимся.

Тема: Ресурсы производства.

Модель экономического кругооборота

Основное понятие, которое необходимо усвоить учащимся, - это экономический кругооборот. Схема экономического кругооборота, т.е. оборота продукта и дохода, - практически модель всей экономической структуры, отражающая связи между агентами и рынками, движение потоков материального и денежного содержания. Именно это является основой ответа.

Приведем базовые понятия, используемые при описании схемы кругооборота.

Агент. Существуют два типа агентов - домашние хозяйства (семейные) и фирмы. Важно отметить, что именно первым принадлежат все ресурсы общества (в семье), а вторые используют и перераспределяют эти ресурсы в процессе производства.

Ресурсы. Их чрезвычайно много, но можно сгруппировать по смыслу как факторы производства - капитал, труд, природные ресурсы и предпринимательская деятельность.

Чтобы создать полезный обществу, т.е. человеку, продукт, необходимо приложить труд (например, добыть полезные ископаемые), затем осуществить предпринимательскую деятельность - организовать перевозку, переработку, разработать технологию (в этом случае также участвует труд), а затем вложить средства (капитал). Желательно предложить учащимся придумать свои примеры в какой-либо области производства, с тем чтобы они определили все факторы, "связали" их в цепочку кругооборота и построили свою модель. Охарактеризуем каждый из четырех перечисленных факторов.

Труд - это физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на производство. Важно отделить простые усилия человека от усилий, приносящих результат в процессе производства.

Капитал - это средства производства, созданные трудом людей. Он может быть основным (не изменяющимся в течение цикла производства, например оборудование) и оборотным (расходуемым на протяжении одного цикла производства: сырье, материалы, затраты труда, энергия и т.д.).

Особое внимание нужно уделить вопросу о финансовом капитале. Зачастую под капиталом понимают именно деньги, но сами по себе деньги ничего не производят, их нужно вложить в производство для получения прибыли, поэтому финансовый капитал обычно не относят к факторам производства.

Природные ресурсы - это все естественные материальные ценности, не являющиеся результатом деятельности человека, а предоставленные природой (земля, вода, леса, ископаемые и т.д.). Они являются собственностью страны, на территории которой находятся.

Вопрос о предпринимательской деятельности считается наиболее трудным для понимания и изложения. Предпринимательство - это особый вид труда, направленный на координацию процесса использования всех остальных факторов, т.е. это управление всем процессом. Характерные черты предпринимательства - принятие на себя риска и отсутствие гарантированного дохода, который возникает при производительном труде в виде его оплаты.

Предприниматель использует средства производства в сочетании с другими ресурсами в процессе производства. Весьма важным является вопрос о собственности. Так, акционерные общества создаются на деньги финансиста, а управляются коллективом предпринимателей. Однако в малом бизнесе происходит соединение капитала и предпринимательства. Например, если человек скопил средства и организовал свое небольшое дело, и финансы и управление находятся в его руках, он как бы один в двух лицах.

Каждому фактору производства соответствует вид вознаграждения: труд оплачивается с помощью заработной платы; капитал должен иметь процент в качестве дохода; природные ресурсы приносят ренту; предпринимательская деятельность осуществляется в целях получения прибыли.

Рассмотрим процесс образования материального потока в рамках модели экономического кругооборота.

Домашние хозяйства продают принадлежащие им ресурсы фирмам. Фирмы, приобретая их, обрабатывают и превращают в готовую продукцию - товары и услуги, которые затем снова возвращаются в домашние хозяйства путем закупки готовой продукции и услуг. Тем самым круг как бы замыкается.

В обратном направлении движется поток денежных средств. Покупая у домашних хозяйств ресурсы, фирмы выплачивают за них деньги, которые являются доходом домашних хозяйств - заработная плата, процент, рента и прибыль. Полученные деньги хозяйства тратят на свои нужды, приобретая у фирм произведенные ими товары и услуги. Таким образом, и этот круг замыкается. Эта наиболее простая и доступная модель должна быть усвоена учащимися.

Следует отметить, что такая схема упрощает реальное положение дел, так как предполагает, что все полученные доходы домашние хозяйства тратят на текущие потребности. Реально часть полученных доходов люди сберегают, и тогда через финансовые рынки эти сбережения попадают к финансовым структурам (банкам, фондам и т.д.). Отсюда деньги инвестируются в отрасли производства и финансовые операции, приносящие процент вкладчикам за пользование их деньгами. Чем выше уровень сбережений населения, тем больше возможностей инвестировать капитал в производство, что в свою очередь способствует развитию экономики страны и экономическому росту.

Как видно из описания модели экономического кругооборота, она включает много важных понятий и определений, однако в ней отсутствуют функции государства, которое не может не играть в экономике важную роль.

Как известно, основной источник доходов государства - налоги, выплачиваемые фирмами и домашними хозяйствами в разной форме. При этом часть собранных налогов затем возвращается в семьи и фирмы в виде различных пособий, субсидий, инвестиций и т.д. Остаток составляют так называемые чистые налоги, на которые государство закупает на соответствующих рынках необходимые ему товары и ресурсы (например, нанимает работников сферы управления, приобретает для них оборудование, содержит административные здания и т.д.). Именно с помощью этих ресурсов оно оказывает необходимые в государственном масштабе услуги всем гражданам (национальная оборона, милицейская служба, фундаментальная наука, образование) и осуществляет важные функции государственного управления. Следует также отметить, что если средств бюджета не хватает, то приходится прибегать к займам и кредитам.

Теперь модель практически полностью отражает кругооборот продукта и дохода в рамках государства, что является как бы основой экономического мышления школьников. При подготовке к экзаменам весьма полезно выполнить упражнения по составлению примеров и созданию графической модели экономического кругооборота, а также составить с учениками словарь терминов, вошедших в этот раздел экономики, что облегчит в дальнейшем подготовку к сдаче экзамена.

(Продолжение см. "Финансовая газета. Региональный выпуск",

N 22, 2000)

Подписано в печать С.Щадилова

17.05.2000 Заведующая кафедрой финансов

и бухгалтерского учета

заочной школы МИФИ

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Порядок уплаты филиалами налога на прибыль ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 21) >
Статья: Страховой полис для туриста ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 21)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.