![]() |
| ![]() |
|
Статья: Законодательство о применении контрольно - кассовых машин: проблемы и мнения (Начало) ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 5)
"Налоговые известия Московского региона", N 5, 2000
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН: ПРОБЛЕМЫ И МНЕНИЯ
1. В Налоговом кодексе России определены обязанности и права налоговых органов, в которые не включены обязанности по контролю за выполнением Закона о ККМ. Ранее, в п.3 Методических рекомендаций по вопросам применения контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Приложение к Письму Государственной налоговой службы Российской Федерации от 5 мая 1994 г. N НИ-6-07/152, было указано, что законодательство о применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением не относится к налоговому законодательству. В Налоговом кодексе РФ отсутствует функция налоговых органов по контролю за применением ККМ. Отсюда следует, что Закон о ККМ не подпадает под действие Налогового кодекса России. 2. На протяжении всего периода существования Закона о ККМ поднимается вопрос о предоставлении налоговым органам права контрольной закупки. Проблема действительно существует. Первоначально был издан Указ Президента РФ от 16 февраля 1993 г. N 224 "Об обязательном применении контрольно - кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении денежных расчетов с населением", в котором определено в целях упорядочения приема и учета наличных денежных средств, поступающих от населения в качестве платы за товары и услуги, обеспечения полного и своевременного сбора налоговых платежей и их поступления в бюджеты всех уровней, а также обеспечения защиты прав потребителей ввести на территории Российской Федерации в сроки, установленные Советом Министров - Правительством Российской Федерации, обязательное применение предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности контрольно - кассовых машин для учета наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением (п.1). Пунктом 2 Указа установлено возложить контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности п.1 (которым определено обязательное применение ККМ предприятиями всех форм собственности для учета наличных денежных средств при осуществлении денежных расчетов с населением) настоящего Указа на глав местных администраций. Пунктом 4 Указа предусмотрено возложить на Государственную налоговую службу Российской Федерации контроль за полнотой учета наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением через контрольно - кассовые машины в местах продажи товаров и оказания услуг.
Таким образом, контроль за применением ККМ первоначально был возложен на глав местных администраций, а на налоговые органы возложен только контроль за полнотой учета наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением через контрольно - кассовые машины. Исходя из первоначальной задачи налоговых органов право контрольной закупки действительно им было не нужно, так как они должны были проверять выручку (наличные деньги и документы, их подтверждающие: кассовые чеки, книги кассира - операциониста, кассовые книги), т.е. работать с деньгами и с документами. Затем был принят Закон РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", ст.6 которого установлено, что налоговые органы обязаны: регистрировать контрольно - кассовые машины, используемые на предприятиях, в соответствии с требованиями настоящего Закона и Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением; осуществлять контроль за соблюдением правил использования контрольно - кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях; проверять документы, связанные с применением контрольно - кассовых машин, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках; проводить проверки правильности выдачи чеков; налагать штрафы на предприятия, а также на физических лиц, виновных в нарушении настоящего Закона и Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, предусмотренные настоящим Законом, а при повторном нарушении - обращаться в суд с иском о ликвидации данного предприятия с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках. Отсюда следует, что на налоговые органы возложены обязанности по контролю выполнения Закона о ККМ в полном объеме. Наряду с контролем за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях на налоговые органы этим Законом была возложена еще одна обязанность - контроль за соблюдением правил использования контрольно - кассовых машин, а это вызывает необходимость предоставления налоговым органам права контрольной закупки. Попытаемся доказать это. Предприятия обязаны применять ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг. Чтобы проверить применение ККМ, необходимо, чтобы физическое лицо (население) произвело покупку (предприятие получило бы от населения наличные деньги при купле - продаже товара), т.е. предприятие должно осуществить денежные расчеты с населением в ходе торговой операции или оказания услуги. При существующей сложной обстановке в стране (это связано с криминальной обстановкой) трудно найти такое физическое лицо (из населения), которое бы после осуществления денежных расчетов с предприятием потратило свое время, подтвердило бы нарушение Закона о ККМ (стало свидетелем) и согласилось бы записать в акте проверки свои фамилию, имя, отчество и адрес или дать их проверяющим для доказательства нарушения Закона. Таких желающих нет. Напрашивается вопрос: как можно осуществить проверку, если налоговые органы, которые являются проверяющими, в настоящее время не наделены правом контрольной закупки, проведение проверок совместно с органами, обладающими таким правом (налоговая полиция, милиция, торговая инспекция), не всегда возможно, а задача принятия мер к повышению интенсивности проверок предприятий с целью более полного охвата проверками парка ККМ осталась за налоговыми органами?! По мнению работников налоговых органов, на которых Законом о ККМ возложена обязанность по контролю за их применением, эту обязанность в полном объеме можно выполнить лишь при наличии права контрольной закупки, которым они пока не обладают. Пора законодателю прислушаться к мнению тех, кто ежедневно на протяжении семи лет (с 1993 г.) на практике осуществляет контроль за применением ККМ. При этом необходимо определить также порядок проверки выполнения услуг ("контрольной услуги"). Существующими нормативными актами этот вопрос не урегулирован. Например неясно, каким образом проверить выполнение Закона о ККМ при оказании транспортных услуг населению, при ремонте автомобиля, как осуществить контрольную стрижку в парикмахерской или контрольную поездку в такси и т.д. 3. Существует проблема, связанная с регистрацией контрольно - кассовых машин индивидуальными предпринимателями по месту нахождения предприятия (месту жительства индивидуального предпринимателя). Практика показывает, что назрела необходимость рассмотреть вопрос регистрации ККМ индивидуальными предпринимателями в налоговых органах по месту их постановки на учет (по месту осуществления деятельности). В соответствии с п.5 ст.83 Налогового кодекса РФ осуществляется постановка на учет в налоговых органах физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества (т.е. по месту нахождения палаток, киосков, павильонов и других стационарных торговых мест, где при осуществлении денежных расчетов с населением должны применяться ККМ). Целесообразно было бы регистрировать ККМ по месту их постановки на учет (по месту осуществления деятельности), но с обязательным уведомлением об этом налоговой инспекции по месту жительства по аналогии с п.47 Инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"), где определено, что исчисление налога производится налоговыми органами по месту постоянного жительства физического лица, а в случае, если деятельность осуществляется в другом месте, то по месту осуществления этой деятельности, но с обязательным сообщением налоговому органу по месту постоянного места жительства физического лица о размерах дохода и налога. Обоснование данного мнения: а) Регистрация ККМ индивидуальными предпринимателями в инспекции МНС России по городу или району по месту жительства создает ряд проблем.
По контролю за применением ККМ
1. Затруднена проверка 100% ККМ, зарегистрированных инспекциями МНС России по городам и районам из-за того, что часть ККМ используется за пределами территории инспекции. Например: в инспекции МНС России по г. Химки 642 ККМ из 2841 зарегистрированных используются за его пределами (23%), в инспекции МНС по г. Одинцово 597 ККМ из 4031 (15%), в инспекции по г. Люберцы 590 из 2478 (24%), в инспекции по г. Королеву 537 из 2196 (24%) и т.д. 2. Инспекции проверяют ККМ на своей территории (территории города или района, в котором они расположены), но не могут в полном объеме проверить применение ККМ, зарегистрированных в других инспекциях, так как не могут снять фискальный отчет, не имея пароля налогового инспектора, порядок передачи которого из одной инспекции в другую не определен. Инспекции не могут также проверить в полном объеме исправность данных ККМ, поскольку не имеют образцов оттисков используемых ЦТО пломбиров и печатей, клейм для опломбирования ККМ, а также образцов оттисков штампов и подписей обслуживающих ККМ механиков, находящихся в инспекции по месту регистрации ККМ. Инспекции не могут выполнить все просьбы других инспекций по проверке ККМ, осуществляющих деятельность на их территории, из-за большой загруженности по проверке ККМ, зарегистрированных в данной инспекции ("своих" ККМ).
По техническому обслуживанию ККМ
1. Владельцу ККМ удобно осуществлять ее техническое обслуживание по месту использования, а не по месту регистрации ККМ, куда он вынужден обращаться, так как на основании Порядка регистрации контрольно - кассовых машин в налоговых органах от 22 июня 1995 г. N ВГ-3-14/36 договор о техническом обслуживании ККМ должен быть заключен с ЦТО из числа зарегистрированных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому инспекции принимают к регистрации лишь те ККМ, владельцы которых имеют договор о техническом обслуживании и ремонте с ЦТО, стоящим у них на учете, т.е. зарегистрированным Администрацией Московской области, с зоной деятельности в данном городе (районе). 2. При заключении договора о техническом обслуживании ККМ по месту ее регистрации также имеются трудности, так как владельцу ККМ при каждой поломке необходимо доставлять ее в ЦТО в другой город (район), где он зарегистрировал ККМ (Администрация Московской области в регистрационных документах определяет зону деятельности ЦТО и список обслуживаемых ККМ), что увеличивает время ремонта и соответственно увеличивает простои в торговле. При этом ККМ приходится доставлять и в инспекцию по месту регистрации, так как снятие показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно - кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию должно осуществляться с участием налогового инспектора (в соответствии с указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации, доведенными до налоговых органов Письмом МНС России от 27 августа 1999 г. N ВГ-6-16/685, акт по форме N КМ-2 составляется и подписывается членами комиссии с обязательным участием налогового инспектора). б) Индивидуальные предприниматели отчитываются по налогам в одной инспекции МНС России по городу или району (по месту осуществления деятельности), а ККМ регистрируют в другой инспекции. в) Все вышеперечисленное создает неудобства и трудности индивидуальным предпринимателям, ЦТО и инспекциям МНС России по городам и районам. г) Регистрировать ККМ по месту осуществления деятельности (по месту ее использования) с обязательным уведомлением инспекции МНС России по городу (району) по месту жительства - это предложение подавляющего большинства инспекторов, осуществляющих контроль за выполнением Закона о ККМ, всех предпринимателей, осуществляющих свою деятельность не по месту регистрации ККМ, а в другом городе (районе), а также мнение подавляющего большинства специалистов ЦТО. д) В целях исключения двойного учета ККМ, а также проверок их применения при отражении в отчете по форме N 1-ККМ предлагается всю информацию показывать инспекциям по месту регистрации ККМ (по месту использования ККМ). Введение предлагаемого порядка регистрации ККМ индивидуальными предпринимателями позволит разрешить следующие проблемы: - отчитываться индивидуальному предпринимателю по налогам и регистрировать ККМ в одной инспекции; - осуществлять техническое обслуживание ККМ по месту ведения деятельности (по месту торговли, оказания услуг); - обеспечить эффективный контроль за применением ККМ со стороны налоговых органов во всех торговых точках (в местах оказания услуг), находящихся на их территории, так как все ККМ на территории любой инспекции будут зарегистрированы именно в этой инспекции, при этом не будет деления ККМ на "свои" и " чужие". Эти меры упростят использование ККМ индивидуальными предпринимателями, обеспечат оперативность технического обслуживания и ремонта ККМ центрами технического обслуживания, повысят эффективность контроля за применением ККМ со стороны инспекций МНС России по городам и районам.
(Окончание см. "Налоговые известия Московского региона", N 6, 2000)
Подписано в печать А.С.Кленовский 10.05.2000 Заместитель начальника отдела
Управления МНС России по Московской области
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |