![]() |
| ![]() |
|
Статья: Налог на имущество предприятий (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 19)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 19, 2000
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ
(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 18, 2000)
К объектам образования можно отнести организации, осуществляющие: 1) подготовку кадров с высшим образованием: академии (учебные); университеты (кроме народных университетов и университетов культуры); институты, консерватории, высшие школы и училища и другие учебные заведения (включая заочные), окончание которых дает высшее образование. При этом учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров с высшим образованием, должны отвечать требованиям, изложенным в Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
2) подготовку кадров со средним специальным образованием: техникумы; училища: медицинские, педагогические, музыкальные, театральные, хореографические, мореходные, речные и др.; 3) подготовку и повышение квалификации рабочих и других работников: профессионально - технические и технические училища и школы; школы ФЗУ и типа ФЗУ; училища и школы подготовки мастеров, школы строительных мастеров - десятников; мореходные школы, школы водолазов, юнг; школы мелиоративных кадров; школы конных заводов; школы управляющих фермами и отделениями совхозов, одногодичные сельскохозяйственные школы; школы по подготовке младших лесоводов; лесотехнические училища; трехгодичные школы машинистов локомотивов; специальные торговые школы; школы торгово - кулинарного ученичества; гидрометеорологические школы, школы младших геологов; школы подготовки киномехаников; школы парикмахеров; школы младшего командного состава невоенизированной городской пожарной охраны; курсы, учебные комбинаты - чертежников, конструкторов, стенографии, машинописи, бухгалтерии, счетоводства, шоферов и другие подготовительные отделения при вузах и курсы по подготовке в вузы и техникумы; институты и курсы повышения квалификации специалистов (институты усовершенствования врачей, учителей и т.п.); методические кабинеты по подготовке и повышению квалификации кадров (включая заочную сеть); 4) общее образование: общеобразовательные школы: начальные, восьмилетние и детские, средние образовательные, школы - интернаты, санаторно - лесные, средние музыкальные, художественные и хореографические, школы и школы - интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития (для умственно отсталых, глухонемых, слепых, слабовидящих и др.); общеобразовательные школы для рабочей молодежи; дошкольное воспитание: детские сады, ясли, ясли - сады (комбинаты); учреждения для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: детские дома, детские приемники - распределители. Таким образом, если предприятие имеет на балансе методические, учебные классы и проводит обучение персонала или повышение его квалификации, оно может заявить льготу по имуществу, используемому в учебном процессе. Конечно, необходимо иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности. Согласно Классификатору отраслей народного хозяйства к объектам культуры и искусства относятся: библиотеки, в том числе читальни и самостоятельные передвижные библиотечные фонды (кроме библиотек, отнесенных к числу научных учреждений); фильмо- и фонотеки; музеи: архитектурные, быта, геологические, естественно - научные, краеведческие, историко - революционные, исторические, искусствоведческие, художественные, изобразительных искусств, литературы, картинные галереи, мемориальные, отраслевые, политехнические и др. (кроме музеев, отнесенных к числу научных учреждений). Музеи, претендующие на применение налоговой льготы, должны отвечать требованиям, указанным в Федеральном законе от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"; выставки: промышленные, строительные, сельскохозяйственные и др.; клубные учреждения: дворцы и дома культуры, клубы стационарные и передвижные (автоклубы, клубы - вагоны и др.); дома: архитектора, актера, врача, журналиста, кино, литератора, композитора, ученых, народного творчества, научного атеизма, техники, учителя и др., а также лектории системы общества "Знание", экскурсионные бюро, планетарии; внешкольное воспитание: дворцы и дома пионеров и школьников, дома художественного воспитания детей, станции юных техников и юных натуралистов и другие детские внешкольные учреждения, а также детские музыкальные, художественные и хореографические школы (кроме средних); народные университеты: общественно - политических, экономических, медицинских, педагогических, правовых знаний и др., университеты культуры; парки культуры и отдыха, передвижные городки аттракционов; ботанические сады и зоопарки (кроме научных); редакции телевидения и радиовещания (без художественных и музыкальных коллективов); книжные палаты (кроме отнесенных к научным учреждениям); зрелищные предприятия: театры - оперы и балета, детские, драматические, юного зрителя, кукольные и др., кинотеатры и кинопередвижки; концертные организации и коллективы: оркестры, хоры, ансамбли песни и танца, мюзик - холлы, эстрадные коллективы; цирки: стационарные, передвижные, народные цирковые коллективы; изостудии и художественно оформительские организации: постоянные студии и мастерские изобразительных искусств, народные изостудии; художественно - оформительские комбинаты, выполняющие работы творческого характера и художественно - оформительские работы; киностудии и студии звукозаписи, в том числе изготовление любительских кинофильмов, прокат кинофильмов. Таким образом, предприятие, имеющее на балансе детские сады, дома культуры, библиотечные фонды, парковое хозяйство или какой-либо другой указанный объект, может воспользоваться налоговыми льготами. Согласно Классификатору отраслей народного хозяйства I 75 018 к жилищному хозяйству относятся: организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда: домоуправления, жилищно - эксплуатационные конторы, жилищно - коммунальные отделы, жилищно - коммунальные конторы предприятий и организаций, комендатуры жилых домов и общежитий, дачные и жилищные кооперативы; организации, осуществляющие эксплуатацию общежитий учебных заведений: вузов, техникумов, училищ, школ и других учебных заведений. В Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (с последующими изменениями и дополнениями) разъясняется, что исключается из налогооблагаемой базы жилой фонд, находящийся на балансе налогоплательщика. К сожалению, в нормативных документах не дается определения жилого фонда. Очевидно, что при разработке Инструкции имелось в виду полное соответствие жилого фонда жилищному. Определение жилищного фонда дано в Жилищном кодексе РСФСР. Согласно ст.4 Жилищного кодекса жилищный фонд образуют жилые дома и жилые помещения в других строениях. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера. В ст.5 Кодекса указаны виды жилищного фонда. Он состоит из: жилых домов и жилых помещений в других строениях, принадлежащих государству; жилых домов и жилых помещений в других строениях, принадлежащих колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям; жилых домов, принадлежащих жилищно - строительным кооперативам; жилых домов и квартир, находящихся в личной собственности граждан. В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно - колхозным и иным государственно - кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. Статьей 1 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с последующими изменениями и дополнениями) дается несколько иное определение жилищного фонда: это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы - приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Таким образом, нежилые помещения в жилых домах не относятся к объектам жилого фонда и подлежат налогообложению на общих основаниях. По мнению автора, предприятия, имеющие на балансе организации, осуществляющие эксплуатацию ведомственного или иного жилищного фонда, имеют право применить к ним налоговую льготу. Не подлежат налогообложению гостиницы, дома и общежития для приезжих (в соответствии с Классификатором отраслей народного хозяйства им присваивается код 90220). Взимается налог на имущество туристских гостиниц. К ним относятся гостиницы, оказывающие услуги по договорам с туристскими, экскурсионными бюро и отвечающие требованиям Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (код по ОКОНХ 91620). Не включаются в налогооблагаемую базу предприятия, осуществляющие эксплуатацию объектов внешнего благоустройства. К ним относятся: 1) организации санитарной очистки и уборки городов и поселков городского типа: полигоны для захоронения отходов; заводы по промышленной переработке отходов; мусороперегрузочные и мусоропрессовочные станции; сливные станции; скотомогильники; общественные туалеты; 2) организации по эксплуатации городских дорог, мостов, виадуков, транспортных и пешеходных тоннелей, путепроводов и переходов; 3) организации по эксплуатации объектов инженерной защиты населенных пунктов: подпорных стенок, набережных, дамб обвалования, берегоукреплений, дренажных устройств и штолен, закрытых водостоков и водовыпусков, дренажных и водосбросных сетей, нагорные водосбросные каналы, быстротоки и перепады, трубопроводы и насосные станции. Основные характеристики и параметры защитных сооружений даны в СНиП 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 19.09.1985 N 154; 4) организации по озеленению городов и поселков городского типа и содержанию городских зеленых насаждений (парков, скверов, садов общего пользования, зеленых насаждений на улицах и дорогах, зон отдыха и пляжей); 5) предприятия, проводящие противоселевые работы. При применении налоговой льготы следует иметь в виду, что она распространяется только на предприятия, осуществляющие вышеуказанные работы в качестве своей основной деятельности. Освобождены от налога на имущество по соответствующим объектам организации, имеющие на балансе и осуществляющие эксплуатацию систем наружного (уличного) освещения городов и населенных пунктов. К коммунальным объектам относятся: 1) объекты коммунального и бытового водоснабжения (код по ОКОНХ 90213): сети водопровода и канализации с сооружениями на них: задвижками, колодцами и т.п.; насосные станции водопровода и канализации; водозаборные узлы, регулирующие узлы со всем оборудованием и механизмами; все виды насосных и воздуходувных цехов со всем оборудованием, котельные, сети тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и канализации; все виды водозаборных сооружений, артезианские скважины, шахтные колодцы; насосные станции водопроводных станций со всем оборудованием и механизмами; водозаборные сооружения на гидроузлах (в том числе рыбозащитные устройства); все участки, цехи, мастерские, предназначенные для обслуживания и ремонта производственных зданий, сооружений, машин, механизмов и т.п. со всем имуществом и оборудованием; на водопроводных станциях и станциях аэрации - все здания, сооружения, машины, механизмы, передаточные устройства, все оборудование, машины, механизмы в производственных цехах, в том числе средства вычислительной техники, находящиеся в производственных цехах и используемые для управления и контроля за технологическим процессом; диспетчерские водопровода и канализации со всем оборудованием, кроме телефонных линий; лаборатории контроля качества воды; аварийные автобазы специального автотранспорта. К нему относят только специально оборудованный автотранспорт или транспорт специального назначения, т.е. обеспечивающие работу предприятий коммунального хозяйства: прицепы, специальные, фургоны, автонасосы эксплуатационной службы, техпомощи, каналоочистительные и т.п. Можно рекомендовать определять перечень объектов водоснабжения и канализации в соответствии со СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123, и со СНиП 3.05.04-85* "Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации", утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 31.05.1985 N 73; 2) объекты газоснабжения (код по ОКОНХ 90214), к которым относятся организации по эксплуатации газовых распределительных сетей и распределению газа; 3) объекты теплоснабжения (код по ОКОНХ 90215), к которым относятся организации по эксплуатации тепловых распределительных сетей. При определении перечня льготируемого имущества по объектам газо- и теплоснабжения можно применять аналогичную методику. Следует иметь в виду, что объекты благоустройства, не являющиеся объектами внешнего благоустройства городов и других населенных пунктов, находящиеся на балансе предприятий, подлежат налогообложению. Так, на балансе предприятия могут находиться зеленые насаждения, саженцы, газоно- и травокосилки, теплицы. Однако если уставной задачей предприятия не является содержание и эксплуатация объектов внешнего благоустройства этого города или этого населенного пункта, то данные объекты подлежат налогообложению. Льгота по налогу на имущество не распространяется на сети связи (телефонные вводы, кабели и т.п.) со всем оборудованием и механизмами, находящиеся на балансе предприятий жилищно - коммунального хозяйства. Согласно Закону N 2030-1 исключению из налогооблагаемой базы подлежат объекты жилищно - коммунального хозяйства, но льгота не распространяется целиком на предприятия жилищно - коммунального хозяйства. Поэтому, на наш взгляд, не подлежат исключению из налогооблагаемой базы административные здания и находящееся в них имущество, а также другое имущество, на которое не распространяются другие льготы, установленные данным Законом. В ряде регионов России налоговые инспекции предъявляли к предприятиям жилищно - коммунального хозяйства требования вести раздельный учет по имуществу, применяемому для обслуживания жилищно - коммунальной, социально - культурной сфер и для обслуживания промышленных нужд. При невозможности обеспечить такой учет налоговые инспекции не считали возможным применять налоговую льготу. Существовала также рекомендация налоговой службы о применении налоговой льготы пропорционально доле услуг, оказываемых жилищно - коммунальной, социально - культурной сферам и для промышленных нужд. Однако ни в Законе N 2030-1, ни в Инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" нет такой рекомендации. Поэтому изложенная трактовка ряда налоговых служб представляется расширенным трактованием Закона. Судебные споры, прошедшие в Волгограде, Калуге, подтвердили правильность позиций налогоплательщиков, не принимающих указания налоговой службы о ведении раздельного учета или о применении налоговой льготы пропорционально доле услуг, оказываемых жилищно - коммунальной, социально - культурной сферам и для промышленных нужд от общего объема предоставляемых услуг. Согласно Классификатору отраслей народного хозяйства к объектам физкультуры и спорта относятся физкультурно - оздоровительные комплексы, учебно - тренировочные центры и базы, стадионы, дворцы спорта, специализированные и комплексные спортивные залы, манежи, велотреки, искусственные водные бассейны и катки, стрельбища, тиры, спортивные базы (включая альпинистские базы и базы по прокату спортивного инвентаря и оборудования), ипподромы, клубы: спортивные, конноспортивные, авиаспортивные, стрелково - спортивные, спортивно - технические, шахматно - шашечные, автомотоклубы; водные и спасательные станции, детские спортивные школы, школы высшего спортивного мастерства, спортивные школы олимпийского резерва, мотодромы, картодромы, кордодромы, школы служебного собаководства. К учреждениям здравоохранения относятся лечебно - профилактические учреждения, больничные учреждения: больницы, стационары, госпитали, клиники, специализированные больницы; лечебно - профилактические учреждения особого типа; диспансеры; амбулаторно - поликлинические учреждения: поликлиники, медико - санитарные части, амбулатории, здравпункты, косметологические лечебницы, фельдшерско - акушерские пункты; учреждения скорой и неотложной медицинской помощи и переливания крови; учреждения охраны материнства и детства: родильные дома, дома ребенка, молочные кухни. К учреждениям здравоохранения относятся санаторно - курортные учреждения: санатории, санатории - профилактории, пансионаты с лечением, курортные поликлиники, бальнеологические лечебницы, грязелечебницы, специализированные санаторные пионерские лагеря круглогодичного действия. Кроме того, к ним относятся и санитарно - профилактические учреждения и учреждения судебно - медицинской экспертизы. К непроизводственным видам бытового обслуживания населения относятся бани, душевые павильоны, общественные туалеты, парикмахерские; организации по уборке квартир и других помещений, натирке полов, протирке стекол, выполнению переводов, переписке текстов, а также ломбарды, похоронные бюро, кладбища, крематории. Таким образом, организации, имеющие на балансе объекты физкультуры и спорта, поликлиники, амбулатории, бани, парикмахерские и др., могут воспользоваться льготой по налогу на имущество. В ряде Писем Минфина России дается перечень объектов, которые могут быть отнесены к объектам жилищно - коммунальной сферы, физкультуры и спорта. Например, в Письме от 16.03.1999 N 04-05-06/14 разъясняется, как применять льготу по физкультурно - оздоровительным комплексам. В стоимость льготируемого имущества следует включать объекты жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, находящиеся на их балансе, к которым могут быть отнесены спальные корпуса с соответствующими коммуникациями, оснащением, оборудованием, необходимым для их функционирования (в том числе мебель, холодильники и т.п.); котельные, объекты коммунального и бытового водоснабжения, объекты газо-, тепло- и энергоснабжения для нужд комплекса; мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта физкультурно - оздоровительного комплекса; спортивные сооружения, медпункты, библиотеки и другое имущество, относящееся согласно Классификатору к жилищно - коммунальной и социально - культурной сферам. Однако административные здания и помещения, рестораны, столовые, обменные пункты валюты, автомобили и другое имущество, находящееся на балансе физкультурно - оздоровительного комплекса, но не связанное с его техническим обслуживанием и ремонтом, облагаются налогом на общих основаниях, так как согласно ОКОНХ данные объекты не относятся к объектам жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы. Аналогичное разъяснение (Письмо Минфина России от 05.01.1999 N 04-05-06/138) дается и по имуществу гостиниц. Не подлежат налогообложению находящиеся на балансе гостиниц библиотеки, медицинские пункты, спортивные сооружения и спальные корпуса с соответствующими коммуникациями, оснащением, оборудованием, оборудованием, необходимым для функционирования этих гостиниц (в том числе мебель, холодильники и т.п.), котельные, прачечные, склады, гаражи для спецмашин, объекты коммунального и бытового водоснабжения, объекты коммунального хозяйства, газо-, тепло- и электроснабжения для нужд этих учреждений, материалы, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь, другое оборудование, находящееся на балансе и предназначенное для ремонта и технического обслуживания гостиниц. Подлежат налогообложению административные здания и помещения, рестораны, столовые, автомобили, а также другое имущество предприятий гостиничного комплекса, не относящееся к обеспечению основного вида деятельности. В этих же документах Минфина России содержатся рекомендации по обеспечению раздельного учета льготируемого и нельготируемого имущества. Стоимость здания, состоящего из помещений различного назначения (коммуникаций и другого оборудования), может быть разделена с учетом занимаемой этими помещениями площади, а стоимость оборудования и коммуникаций следует исключать из общей стоимости имущества пропорционально доле площади, занимаемой льготируемыми помещениями. Статьей 5 Закона N 2030-1 предусмотрено освобождение от налогообложения магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов. У предприятий, имеющих на балансе автомобильные, проселочные дороги или подъездные пути железных дорог, часто возникает вопрос: могут они применить эту льготу или нет. Минфин России в Письмах от 19.10.1998 N 04-05-06/144 и от 05.10.1999 N 01-02-03/04-973 разъяснил, что к автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги и сооружения на них, являющиеся собственностью Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров между городскими и сельскими населенными пунктами для удовлетворения социально-экономических и оборонных потребностей государства и нужд населения (работ, услуг). Законом N 2030-1 предусмотрено освобождение от налогообложения лишь путей сообщения, принадлежащих железной дороге, как по назначению, так и по функциям в процессе производства. Такой вывод делается на основе положений ст.2 Закона Российской Федерации от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", согласно которой железная дорога - основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими железными дорогами и видами транспорта потребности экономики и населения в перевозках в обслуживаемом регионе на основе регулирования производственно - хозяйственной и иной деятельности предприятий и учреждений, входящих в его состав, а железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные линии, на которых расположены железнодорожные станции, открытые для выполнения соответствующих операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, грузобагажа и багажа и обслуживанию пассажиров, производству маневровой работы. Таким образом, освобождению от налога на имущество предприятий подлежат пути сообщения, принадлежащие только железной дороге (в том числе и подъездные). К магистральным трубопроводам относятся трубопроводы, соответствующие СНиП III-42-80 "Магистральные трубопроводы" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1980 N 67). К устройствам связи и энергопередачи, освобождаемым от налога, относятся контактная сеть железных дорог, трамвайных и троллейбусных линий, воздушные линии электропередачи напряжением от 0,4 кВ, кабельные линии электропередачи, кабельные линии связи. По энергетическому оборудованию, т.е. трансформаторным подстанциям, высоковольтным выключателям и другому аналогичному оборудованию, льгот действующим законодательством не предусмотрено.
Особенности расчета налога на имущество по основным средствам
Пунктом 4.1 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденного Приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н, утвержден перечень объектов основных средств, амортизация по которым не начисляется. В этот перечень входят основные средства, полученные по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, жилищный фонд, объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоходной обстановки и другие аналогичные объекты, продуктивный скот, буйволы, волы и олени, многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста, а также приобретенные издания (книги, брошюры и т.п.). Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования). В Разъяснениях Госналогинспекции по г. Москве от 01.04.1999 N 11-13/9462 "О налоге на имущество предприятий" рекомендуется основные средства, указанные в п.4.1 ПБУ 6/97, принимать в расчет налога на имущество по остаточной стоимости, несмотря на то что износ по ним не начисляется. Начисленный в установленном порядке по таким основным средствам износ представляется возможным учитывать в бухгалтерском учете за балансом на счетах 014 или 015. Начисленный и учтенный за балансом износ не применяется при расчете отчетной себестоимости и других сумм налогов. Пункт 4.5 ПБУ 6/97 освобождает от начисления амортизации бюджетную составляющую в стоимости объектов основных средств, приобретенных полностью или частично с использованием бюджетных ассигнований. Возникает вопрос: можно ли не включать в налогооблагаемую базу по налогу на имущество приобретенную за счет бюджетных ассигнований часть стоимости основных средств? На этот счет имеется Разъяснение Минфина России от 29.04.1998 N 04-05-06/49, согласно которому основные средства независимо от источника их приобретения должны включаться в расчет налога на имущество предприятий по стоимости, отражаемой в балансе, т.к. Законом Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" не предусмотрено особого порядка исчисления стоимости имущества (основных средств), приобретенного за счет бюджетных ассигнований.
(Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 21, 2000)
Подписано в печать О.Скрябина 05.05.2000 К.э.н.
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |