![]() |
| ![]() |
|
Статья: Уплата страховых взносов в государственный фонд занятости населения Российской Федерации в 2000 году (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 19)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 19, 2000
УПЛАТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000 ГОДУ
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (далее - Фонд занятости), образованный в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", является государственным внебюджетным фондом и предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Средства Фонда занятости являются федеральной государственной собственностью Российской Федерации и находятся в оперативном управлении и распоряжении Департамента федеральной государственной службы занятости населения и подведомственных ему территориальных органов федеральной службы занятости населения. Средства Фонда занятости не входят в состав республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов национально - государственных и административно - территориальных образований Российской Федерации, других фондов и изъятию не подлежат. Средства, поступающие в Фонд занятости в виде доходов от финансово - хозяйственной деятельности, предусмотренной настоящим Положением, направляются в полном объеме на социальную защиту населения от безработицы и налогообложению не подлежат. Основным их источником являются обязательные платежи - страховые взносы. Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Фонд занятости осуществляют органы службы занятости совместно с налоговыми органами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основные документы,
регламентирующие комплекс вопросов по расчетам плательщиков с Фондом занятости
В работе налоговых органов по платежам в Фонд занятости необходимо руководствоваться следующими законодательными и нормативно - правовыми актами: Указ Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1211 "О мерах по обеспечению полноты и своевременности поступления обязательных платежей в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации"; ст.22 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20.04.1996 N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"); п.10 Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 8.06.1993 N 5132-1; Указ Президента Российской Федерации от 28.08.1996 N 1274 "О начислении пеней за несвоевременную уплату страховых взносов учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней" с учетом Указа Президента Российской Федерации от 11.09.1997 N 1013 (действовал до 9 сентября 1999 г.; основание: Указ Президента Российской Федерации от 09.09.1999 N 1186 "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации"); Указ Президента Российской Федерации от 09.06.1997 N 561 "О внесении дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 28.02.1997 N 134 "Об обеспечении своевременного финансирования расходов на выплату заработной платы"; Федеральный закон от 20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год"; Федеральный закон от 11.11.1994 N 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по обязательным платежам во внебюджетные государственные фонды" в части ст.2 данного Закона; Федеральный закон от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации"; Федеральный закон от 02.01.2000 N 7-ФЗ "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 2000 год"; Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.1999 N 1193 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации"; Письмо Госналогслужбы России и Минтруда России от 27.03.1997 N СШ-6-07/244а/1441-ММ "О порядке осуществления функций контроля налоговыми органами по платежам в Фонд занятости"; Письмо МНС России от 08.06.1999 N ВГ-6-08/469 и Минтруда России от 08.06.1999 N 3795-ВР.
Плательщики страховых взносов
Статьей 22 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Закона от 20.04.1996 N 36-ФЗ) и Законом N 197-ФЗ тариф страховых взносов в Фонд занятости установлен только для работодателей - организаций, под которыми понимаются организации (юридические лица). Исходя из вышеуказанных законодательных актов не являются плательщиками в Фонд занятости (в отличие от Пенсионного фонда России) индивидуальные предприниматели, частные детективы, частные нотариусы, частные аудиторы, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты и др.
Льготы по уплате страховых взносов
С 1999 г. в соответствии со ст.6 Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 г." и Законом N 197-ФЗ от уплаты страховых взносов освобождаются следующие категории плательщиков. 1. Организации любых организационно - правовых форм в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для получения льготы необходимы два условия - наличие у работника инвалидности и факт получения пенсии по инвалидности, что должно подтверждаться копией справки учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы и копией пенсионного удостоверения, в котором указано, что пенсия назначена по инвалидности. В соответствии с Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 N 965 "О порядке признания граждан инвалидами", в зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 16 лет - категория "ребенок - инвалид". Поэтому по отношению к выплатам, начисленным в пользу работающих лиц в возрасте от 14 до 16 лет, относящихся к категории "ребенок - инвалид" и получающих пенсию по инвалидности, страховые взносы также не начисляются. 2. Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80%, их региональные и территориальные организации, а также организации (если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплате труда - не менее 25%), уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций, и организации, единственным собственником имущества которых являются указанные общественные организации. 3. Индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условиями для получения льготы являются наличие у плательщика группы инвалидности и факт получения пенсии по инвалидности, что должно подтверждаться копией справки учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы и копией пенсионного удостоверения. В соответствии со ст.25 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 (в ред. Федерального закона от 14.01.1997 N 19-ФЗ со всеми последующими изменениями и дополнениями, включая от 02.01.2000) "О государственных пенсиях в Российской Федерации" инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп - на один год. Срок переосвидетельствования не устанавливается: мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами, другим инвалидам - по перечню заболеваний, утверждаемому в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Таким образом, плательщики страховых взносов, определенные п."в" ст.6 Федеральных законов N N 1-ФЗ и 197-ФЗ, которым установлен срок переосвидетельствования инвалидности, претендующие на льготу по уплате страховых взносов в Фонд занятости Российской Федерации, обязаны один раз в два года при инвалидности I группы либо один раз в год при инвалидности II и III групп представлять в органы службы занятости и налоговые органы по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов копии справок учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы, подтверждающие установление инвалидности. Следует отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 23.12.1999 N 18-П признал не соответствующей Конституции Российской Федерации ее ст.19 (ч.1 и 2), п.п."б" и "в" ст.6 Закона N 1-ФЗ в той части, в какой он не освобождает от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды работающих инвалидов I, II и III групп, получающих пенсии по старости, и в той части, в какой он не освобождает от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских общественных организаций инвалидов. Согласно ч.2 ст.87 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" Постановление N 18-П является основанием для отмены в установленном порядке положений, носящих дискриминационный характер нормативных актов в отношении иных категорий работающих инвалидов I, II и III групп, получающих пенсии по инвалидности или по старости. Постановление N 18-П согласно ч.1 и 2 ст.79 Закона N 1-ФКЗ является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения и действует непосредственно. Следует обратить внимание на то, что для плательщиков, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, порядок уплаты страховых взносов, а также льготы по их уплате устанавливаются иным федеральным законом, и нормы, установленные ст.6 Федеральных законов N N 1-ФЗ и 197-ФЗ, на данных плательщиков не распространяются. Страховые взносы в Фонд занятости также не начисляются на следующие виды выплат. В соответствии со ст.30 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ в 2000 г. освобождены от уплаты страховых взносов в Фонд занятости Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная пограничная служба Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и Государственный таможенный комитет Российской Федерации с денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы Российской Федерации, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.2 Закона N 37-ФЗ страховые взносы в Фонд занятости не начисляются на фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально - экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления. В соответствии со ст.3 Закона N 95-ФЗ страховые взносы в Фонд занятости не начисляются на фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации проектов и программ безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в части оплаты труда, осуществляемой за счет средств такой помощи (такого содействия). В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.10.1994 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об особенностях порядка отчислений в отдельные государственные внебюджетные фонды", страховые взносы не начисляются на: средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке; доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе; доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний.
(Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 20, 2000)
Подписано в печать Н.Криксунова 05.05.2000 Советник налоговой службы
I ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |