Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: <На вопросы отвечает генеральный директор ИПБ России, доктор экономических наук О.М. Островский> ("Бухгалтерский учет", 2000, N 10)



"Бухгалтерский учет", N 10, 2000

Деятельность Института профессиональных бухгалтеров России вызывает неизменный интерес у наших читателей, многие из которых являются профессиональными бухгалтерами. Мы попросили подвести итоги трехлетней работы этой общественной организации, а также поделиться планами на будущее генерального директора ИПБ России, доктора экономических наук О.М. Островского.

- Олег Моисеевич, как бы Вы определили роль и место Института профессиональных бухгалтеров России в деле реформирования бухгалтерского учета?

- Мне представляется, что в одном интервью невозможно осветить все вопросы, которые призван решить Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России). Поэтому я расскажу об основных направлениях его деятельности в рамках реформирования бухгалтерского учета в стране, включающих:

разработку нормативных документов бухгалтерского учета;

информационное обеспечение бухгалтеров;

образование бухгалтеров;

определение этических норм сообщества бухгалтеров и контроль их соблюдения.

ИПБ России (далее - Институт) был создан в апреле 1997 г. по инициативе Министерства финансов РФ. Основная цель создания ИПБ России состояла в постепенной передаче ряда функций регулирования бухгалтерского учета, которые осуществляло в плановой экономике государство, саморегулирующимся организациям.

Рассмотрим деятельность, проводимую Институтом по перечисленным направлениям реформирования бухгалтерского учета в России, в которых роль Института достаточно велика.

Система разработки нормативных документов бухгалтерского учета. Традиционно разработкой нормативных документов по бухгалтерскому учету для хозяйствующих субъектов занимается Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России. Департамент, в котором около 20 человек, вынужден не только отвечать за разработку новых правил (стандартов) бухгалтерского учета, но и вести огромную разъяснительную работу. Практически он является единственным легитимным органом, разъяснения которого принимаются как другими министерствами и ведомствами, так и судебными инстанциями.

ИПБ России активно включился в разработку нормативных актов по бухгалтерскому учету. Для создания проектов этих документов из действительных членов ИПБ на конкурсной основе отбираются лучшие специалисты - методологи бухгалтерского учета. Проекты нормативных документов проходят экспертизу в экспертных советах ИПБ России, затем - в Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее - МВК), созданной Правительством РФ в 1998 г. для разработки и контроля выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 283 от 06.03.1998. Только после указанных процедур проекты документов поступают в Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России для окончательной проработки и согласования с другими ведомствами.

Можно сказать, что создана новая система разработки нормативных документов бухгалтерского учета в стране, которая органично сочетает работу общественной организации в лице ИПБ России и государства в лице Минфина России.

Одновременно складывается эффективная система разработки отраслевых нормативных документов. Причем инициатором этой работы являются как заинтересованные министерства и ведомства, так и само сообщество бухгалтеров.

Так, по заказу Министерства по туризму и спорту ИПБ России разработал методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ и услуг) и формированию финансовых результатов в сфере туризма. Для Федеральной дорожной службы - методические рекомендации по отраслевым особенностям ведения хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета на предприятиях дорожной сферы и т.д.

Страховые организации, вступившие в ИПБ России коллективными членами, образовали экспертный совет по бухгалтерскому учету в страховых организациях. Экспертный совет уже разработал ряд правил бухгалтерского учета в страховых организациях. Членские взносы направляются на финансирование этих разработок. Аналогичная работа проводится ИПБ России и с предприятиями других отраслей народного хозяйства.

Система информационного обеспечения бухгалтеров. Здесь под системой информационного обеспечения бухгалтеров понимается доведение до них нормативных актов по бухгалтерскому учету (стандарты, инструкции и т.п.), а также документов, регулирующих налоговые, таможенные, валютные и многие другие отношения.

В настоящее время единая система толкования документов, а также контроль их правильного исполнения отсутствуют. В связи с этим работа бухгалтера значительно усложнилась. С одной стороны, стало проблемой собрать и систематизировать всю необходимую для работы нормативную документацию, а с другой - получить ответы на вопросы, возникающие в процессе ее применения.

Если первую задачу бухгалтер может решить, поставив у себя одну из информационно - справочных систем, то справиться со второй намного сложнее. Эту нишу заняли аудиторские и консалтинговые фирмы, популярностью стали пользоваться различные семинары, "круглые столы", рубрики "ответы на вопросы", появившиеся в большинстве экономических изданий.

Основными недостатками всех этих попыток удовлетворить спрос практикующих бухгалтеров являются отсутствие ответственности за консультации и рекомендации, а также непризнание их государственными органами (арбитражным судом, налоговыми и другими органами).

ИПБ России вместе с территориальными институтами профессиональных бухгалтеров (ТИПБ) создает эффективную систему информационного обеспечения. Основу этой системы составляют экспертные советы, в которые входят члены ИПБ - специалисты в той или иной области, а также чиновники, от которых зависит решение поставленных вопросов (финансовые, налоговые органы). Основной задачей таких экспертных советов является прийти к консенсусу и найти решение проблемы, не доводя ее до арбитражного суда.

Практика показывает эффективность такой системы, особенно в сложных, конфликтных ситуациях. Основная задача состоит в признании органами власти ответов, предоставляемых от имени ИПБ России. Это требует значительных усилий сообщества бухгалтеров, объединенных в ИПБ России, а также решения государственных органов о передаче части своих полномочий данной общественной организации.

Образование бухгалтеров. Деятельность ИПБ в этой области охватывает только послевузовское образование: создана и постоянно обновляется программа обучения главных бухгалтеров; разработана и активно действует система аттестации главных бухгалтеров на получение звания "профессиональный бухгалтер", позволяющего им вступить в действительные члены ИПБ России; вовлечены в процесс обучения бухгалтеров практически все ведущие экономические вузы страны; создана система постоянного ежегодного повышения квалификации действительных членов Института для продления ими аттестата профессионального бухгалтера.

Определение этических норм сообщества бухгалтеров и контроль их соблюдения. Эта задача является для нашей страны совершенно новой. Раньше главный бухгалтер был подконтролен директору предприятия и государству. Следовательно, существовали только правовые нормы, которым главный бухгалтер был обязан следовать.

В настоящее время во всем мире профессиональное поведение бухгалтеров определяют этические нормы, так как для достижения защищенности, независимости профессии само сообщество должно установить и его члены - соблюдать ряд ограничений.

Кодекс этики члена Института профессиональных бухгалтеров России был принят 20 мая 1999 г. Сегодня основные задачи ИПБ России состоят в доведении заложенных в нем принципов до каждого профессионального бухгалтера и организации системы контроля за их соблюдением. Если первая задача практически решена, то для решения второй потребуются значительные усилия.

- ИПБ России уже три года. Какие задачи, стоящие перед этой общественной организацией, удалось решить за столь небольшой срок?

- Первые годы работы ИПБ России можно назвать периодом его становления. Главными задачами, стоящими перед Институтом, были:

1) добиться признания Института в среде профессионалов и в органах власти, регулирующих или заинтересованных в его нормальном функционировании;

2) добиться признания ИПБ России в международном сообществе бухгалтеров;

3) создать законодательную и исполнительную системы работы Института;

4) заложить основы и создать инфраструктуру регионального управления бухгалтерским учетом, позволяющую осуществлять постоянную работу с бухгалтерами как в центре, так и на местах (в регионах);

5) добиться массового вступления бухгалтеров высшей квалификации в ряды ИПБ России.

Первая задача - добиться признания Института - в целом выполнена. Сегодня все учебные заведения страны, готовящие кадры бухгалтеров высшей квалификации, органы власти, регулирующие бухгалтерский учет или активно пользующиеся учетной информацией, а также многие практикующие бухгалтеры знакомы с деятельностью Института.

В этом огромную роль сыграла не только активная работа ИПБ России, но и его информационное обеспечение. В частности, печатные органы ИПБ России - журнал "Бухгалтерский учет" и Международный еженедельник "Финансовая газета" регулярно и оперативно информируют бухгалтеров о деятельности Института, доводят до сведения широкой общественности решения его Президентского совета, возглавляемого на протяжении трех лет профессором Я.В. Соколовым.

Вторая задача - добиться признания Института в международном сообществе бухгалтеров - также успешно выполняется. Я думаю, что к моменту опубликования этого интервью ИПБ России вступит в Международную федерацию бухгалтеров. Он станет единственным российским общественным объединением, представляющим интересы отечественных профессионалов в области бухгалтерского учета на международном уровне.

Следует отметить, что мы развиваем двусторонние отношения с американскими, английскими, китайскими, немецкими, французскими, шведскими и шотландскими общественными организациями бухгалтеров и аудиторов. Эта работа находится в начальной стадии, но с некоторыми организациями, например, с Орденом бухгалтеров - экспертов Франции, мы сотрудничаем уже на протяжении многих лет.

Третья задача - создание законодательной и исполнительной систем ИПБ России - была выполнена при организации структуры управления. Законодательные функции, определяющие направления деятельности Института, его стратегические и тактические шаги, принимаются коллегиально на Президентском совете ИПБ России, проводимом ежемесячно. Исполнение решений данного органа возлагается на дирекцию, возглавляемую генеральным директором Института.

По мере увеличения задач, решаемых ИПБ России, Президентский совет делегирует часть своих функций и полномочий комитетам и экспертным советам. В настоящее время активно работают комитеты по бухгалтерскому учету, аттестации и повышению квалификации, экспертные советы по бюджетному учету, страховому учету, автоматизации и т.п.

Успешно решена четвертая задача - заложить основы и создать инфраструктуру регионального управления бухгалтерским учетом. Принят региональный принцип построения структуры ИПБ России. Он предусматривает создание юридически и финансово самостоятельных ТИПБ, образуемых в соответствии с административно - экономическим делением России для тесного взаимодействия с региональными властями, финансовыми и налоговыми органами.

Финансовое обеспечение работы ориентировано на интересы ТИПБ. Так, 75% всех членских взносов действительных и коллективных членов Института поступает на обеспечение ТИПБ и только 25% - на финансирование ИПБ России.

Такая стратегия организации инфраструктуры Института позволила включить процесс самоорганизации ТИПБ. К компетенции ИПБ России относится только обеспечение методологической поддержки организации ТИПБ (создание типового устава, типового положения о членстве, рекомендации при формировании президентских советов и т.п.), а также рассмотрение и решение конфликтных ситуаций.

Такой подход позволил в короткие сроки организовать ТИПБ в 52 регионах страны (их координаты и контактные телефоны регулярно публикуются в журнале "Бухгалтерский учет"). В 2000 г. будет закончено построение территориальной структуры управления бухгалтерским учетом.

Большая работа проводится ИПБ России по созданию инфраструктуры подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров. Исполнительным звеном этого процесса являются учебно - методические центры (УМЦ), которые в соответствии с ежегодно перезаключаемыми договорами с ИПБ России готовят бухгалтеров для аттестации на звание "профессиональный бухгалтер" по программам, разработанным специалистами Института.

В настоящее время при ИПБ России аккредитовано 219 УМЦ, которые соответствуют критериям, разработанным для них ИПБ России (координаты УМЦ регулярно публикуются в журнале "Бухгалтерский учет"). Таким образом, в стране практически создана система подготовки и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров.

Пятая задача - добиться массового вступления бухгалтеров высшей квалификации в ряды ИПБ России - является узловой. Только при массовом признании Института в среде профессионалов можно говорить о том, что ИПБ России состоялся как необходимая им общественная организация.

Я не буду останавливаться на процедуре приема в члены ИПБ России, так как об этом неоднократно писалось, в том числе и в Вашем журнале. В таблице показана динамика роста количества профессиональных бухгалтеров и действительных членов Института.

     
   ————————————————————T—————————————————————T——————————————————————¬
   |        Дата       | Действительные члены|Выдано аттестатов, шт.|
   |                   |   ИПБ России, чел.  |                      |
   +———————————————————+—————————————————————+——————————————————————+
   |на 31.12.1997      |           35        |         2 666        |
   +———————————————————+—————————————————————+——————————————————————+
   |на 31.12.1998      |          262        |         8 449        |
   +———————————————————+—————————————————————+——————————————————————+
   |на 31.12.1999      |        4 160        |        25 882        |
   L———————————————————+—————————————————————+———————————————————————
   

Как видно из таблицы, наметился устойчивый рост количества аттестованных профессиональных бухгалтеров. В то же время не все профессиональные бухгалтеры осознали необходимость и полезность вступления в действительные члены Института. В настоящее время проводится активная работа по их привлечению в нашу организацию.

- Интересно, является ли ИПБ России единственной общественной организацией, объединяющей бухгалтеров для решения обозначенных выше задач? Как Вы считаете, нужна ли здесь конкуренция, как среди общественных объединений аудиторов, которых на сегодняшний день насчитывается уже более 150?

- Попытки создания общественных организаций, объединяющих бухгалтеров и аудиторов, начались с момента поручения Минфина России Комиссией "Примаков - Гор" создать единую общественную организацию. Реализацией этой задачи занялись одновременно несколько общероссийских общественных организаций - ИПБ России, Палата аудиторов России, Союз профессиональных аудиторских организаций и Коллегия аудиторов России. В настоящее время борьба за привлечение в свои ряды как аудиторов, так и бухгалтеров разгорелась в регионах между ИПБ России и Коллегией аудиторов России. Во многих регионах аудиторы и бухгалтеры объединяют свои усилия на базе ТИПБ.

Мне представляется, что регулирование этого процесса со стороны государства не разумно и опасно, так как оно может нарушить процесс развития на основе конкуренции, что навредит сообществу бухгалтеров и аудиторов. Ведь конкурентная борьба заставляет общественные организации оказывать своим членам все больше услуг, бороться за качество оказываемых услуг и т.п.

В то же время профессия должна развиваться по единым принципам, отвечать общим для всех требованиям к квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов, этическим нормам и т.п.

Нам представляется, что достичь методологического единства при сохранении конкурентной борьбы возможно на базе ИПБ России, структура которого во многом соответствует структуре общественных организаций профессиональных бухгалтеров США. Там, наряду с федеральным обществом независимых бухгалтеров, существуют юридически и финансово самостоятельные общества независимых бухгалтеров в каждом штате. Федеральное общество бухгалтеров определяет единые для всех правила игры. Общества независимых бухгалтеров штатов, выполняя установленные правила, постоянно ведут между собой конкурентную борьбу за привлечение членов в свои ряды. Так, профессиональные бухгалтеры, проживающие, например, в Вашингтоне, зачастую вступают в общество бухгалтеров Нью - Йорка, и наоборот.

Эта тенденция проявилась в настоящее время и в России. Многие профессиональные бухгалтеры, проживающие в Твери, Орле, Владимире и т.д., изъявляют желание быть членами, например, ИПБ России или Московского региона. В связи с этим территориальные институты профессиональных бухгалтеров смогут привлечь профессионалов в ряды своих членов, только приложив максимум усилий.

- Сообщество бухгалтеров волнует вопрос: будет ли прописано в Законе "О бухгалтерском учете" положение об обязательной аттестации профессионального бухгалтера? Могли бы Вы разъяснить позицию Института по данному вопросу?

- В печати опубликован проект новой редакции Закона "О бухгалтерском учете". В статье "Аттестация профессиональных бухгалтеров" написано об обязательной аттестации главных бухгалтеров, а также специалистов, занятых оказанием бухгалтерских услуг в специализированных организациях или индивидуально. Таким образом, проект нового Закона "О бухгалтерском учете" предусматривает эту норму.

По нашему мнению, введение указанной нормы - это требование современного этапа развития бухгалтерского учета в России. За последние годы изменились роль и место как бухгалтерского учета, так и бухгалтеров в системе управления предприятием. Следовательно, поменялись требования как к профессиональной подготовке, так и к нормам поведения бухгалтера на предприятии. Менталитет бухгалтера в современном обществе меняется, что вызывает необходимость выявления учетных работников, соответствующих новым высоким требованиям общества. Это явилось основной причиной появления бухгалтеров нового поколения - профессиональных бухгалтеров.

Хочется подчеркнуть, что от того, будет ли прописана в Законе норма доверия подписи под отчетностью только профессиональным бухгалтерам или нет, требования общества к профессии не изменятся. Это определяет необходимость выделения из 3,5-миллионного сообщества бухгалтеров тех, кто соответствует новым реалиям.

- Какую роль учебный план системы подготовки профессиональных бухгалтеров отводит изучению международных стандартов финансовой отчетности, проблемам трансформации российской финансовой отчетности?

- Принципы, по которым развивается в настоящее время российский бухгалтерский учет, в значительной мере соответствуют идеям, заложенным в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). Поэтому в разделе "Бухгалтерский учет" программы обучения профессиональных бухгалтеров акцент сделан на изучении международных стандартов. Так, в теме 4 программы предусмотрено изучение международных стандартов финансовой отчетности, роли Комитета по международным стандартам (IFAC) и Европейского сообщества, путей гармонизации.

В специализированных 40-часовых ежегодных программах повышения квалификации предусматривается изучение российских правил (стандартов) бухгалтерского учета, а также их расхождений с МСФО и причин этих расхождений. Это связано с тем, что в базовой программе обучения профессионального бухгалтера добиться такого подхода достаточно сложно из-за постоянно изменяющейся нормативной базы бухгалтерского учета.

Отвечая на вторую часть вопроса об изучении процесса трансформации российской финансовой отчетности, необходимо определить, какие цели преследует изучение методов трансформации отчетности.

В российской практике трансформацию финансовой отчетности производят следующие российские предприятия: собирающиеся котировать свои акции на какой-либо бирже мира; владельцами которых являются частично или полностью иностранные граждане; стремящиеся получить кредит в иностранном банке; желающие привлечь потенциальных иностранных покупателей или инвесторов и др. Это говорит об индивидуальном характере данной работы.

В настоящее время трансформацией финансовой отчетности таких предприятий занимаются, в основном, аудиторские компании. Поэтому подробное изучение порядка трансформации отчетности в среде профессиональных бухгалтеров нам представляется преждевременным.

- Очевидно, что профессиональный бухгалтер должен постоянно повышать свой профессиональный уровень. Какова система повышения квалификации профессиональных бухгалтеров, предусмотренная в рамках ИПБ России?

- Первый шаг повышения квалификации бухгалтеров и подтверждение статуса "профессиональный бухгалтер" состоит в прохождении претендентами обязательного 240-часового обучения.

В соответствии с Положением об аттестации профессиональных бухгалтеров, одобренным Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета (Протокол N 8 от 30.09.1998), каждый претендент на звание "профессиональный бухгалтер" обязан пройти повышение квалификации в указанном объеме и сдать экзамены по профильным дисциплинам (бухгалтерский учет, экономический анализ, налогообложение, право, аудит, финансовый менеджмент).

При разработке системы повышения квалификации бухгалтеров учитывались положения, изложенные в рекомендациях Международной федерации бухгалтеров (IFAC) по вопросам международного образования. Основная цель повышения квалификации профессиональных бухгалтеров - "обеспечить для общества гарантии того, что профессиональные бухгалтеры обладают специальными знаниями и профессиональными навыками, необходимыми для обеспечения услуг, которые они обязуются предоставить". Поэтому профессиональный бухгалтер обязан "поддерживать и повышать уровень специальных знаний и профессиональных навыков. Система повышения квалификации должна помочь бухгалтеру применять новые методы, понимать экономические процессы и оценивать их воздействие на своих клиентов или работодателей и на свою собственную работу, а также выполнять имеющиеся обязанности и предъявляемые к ним требования".

При разработке программ подготовки и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров использовались также рекомендации Международной программы учебной подготовки профессиональных бухгалтеров, разработанной Межправительственной рабочей группой экспертов по Международным стандартам учета и отчетности, работающей под эгидой Организации Объединенных Наций.

В ИПБ России вопросами повышения квалификации профессиональных бухгалтеров занимается Комитет по образованию, которым руководит профессор А.Д. Шеремет.

В соответствии с Положением о повышении квалификации профессиональных бухгалтеров, утвержденным Президентским советом 23 июня 1999 г., аттестат профессионального бухгалтера выдается сроком на 5 лет, после чего его следует продлить для сохранения звания "профессиональный бухгалтер". Ежегодное повышение квалификации проводится учебно - методическими центрами (УМЦ), аккредитованными при Институте. Формами повышения квалификации могут быть не только прослушивание спецкурса, но и участие в спецсеминарах, стажировки и публикации монографий, учебников, статей.

Проекты программ спецкурсов могут присылать для рассмотрения в ИПБ России УМЦ, ТИПБ, отдельные специалисты. УМЦ и слушатель (профессиональный бухгалтер) имеют право выбирать программы обучения из утвержденных ИПБ России. Единственным ограничением для слушателей является то, что каждый из них в течение 5 лет не может повышать свою квалификацию по одной и той же программе несколько раз.

Что касается других форм повышения квалификации (стажировки, спецсеминары, публикации), то количество часов повышения квалификации по ним будет утверждаться в ИПБ России по представлению ТИПБ.

Организацией процесса повышения квалификации будут в основном заниматься ТИПБ. Вся организационная работа по повышению квалификации будет проводиться бесплатно, за счет членских взносов. Именно поэтому профессиональный бухгалтер, имеющий соответствующий аттестат, но не являющийся членом ИПБ России, не сможет получить сертификаты, подтверждающие прохождение необходимой для продления аттестата профессионального бухгалтера сорокачасовой переподготовки.

Следует отметить, что Положение о повышении квалификации рассчитано только на профессиональных бухгалтеров, так как аудиторы проходят повышение квалификации в соответствии с порядком и программами, установленными ЦАЛАКами Минфина и Центробанка России.

Вместе с тем аттестаты аудитора и профессионального бухгалтера приравнены для получения статуса действительного члена ИПБ России. В связи с этим в Положении о повышении квалификации предусмотрено, что если действительный член Института - аудитор не прошел предусмотренную переподготовку, то его членство в ИПБ России приостанавливается. Таким образом, для члена ИПБ России (профессионального бухгалтера или аудитора) обязательным является постоянное повышение своей квалификации.

Положение по повышению квалификации действует с 1 сентября 1999 г. Но на начальном этапе его введения возникает ряд сложностей.

Первая сложность состоит в том, что пока еще нет устоявшегося взаимодействия УМЦ и ТИПБ. В этой связи мы вводим ряд новых элементов в работу УМЦ, заставляющих осуществлять это взаимодействие. К ним относятся: согласование экзаменационных комиссий по аттестации профессиональных бухгалтеров с ТИПБ; утверждение и представление в ИПБ России программ по прочим, кроме спецкурсов, формам повышения квалификации; представление в ТИПБ соответствующей информации о предполагаемых курсах повышения квалификации и возможности проведения ими соответствующего контроля на местах и т.п.

Вторая сложность состоит в том, что многие профессиональные бухгалтеры, получившие аттестат в 1996 - 1998 гг., не смогли пройти ежегодную сорокачасовую программу переподготовки, курсы или другие формы повышения квалификации до ноября 1999 г., так как до этого времени не были утверждены первые программы повышения квалификации. Эти бухгалтеры смогут пройти необходимое количество часов повышения квалификации в 2000 г. либо представить в ИПБ России имеющиеся документы о повышении квалификации в индивидуальном порядке.

Наряду с аттестацией и повышением квалификации профессиональных бухгалтеров ИПБ России разработал и осуществляет в настоящее время организацию непрерывного и постоянного контроля качества подготовки профессиональных бухгалтеров. Система аттестации, организуемая Комитетом по аттестации профессиональных бухгалтеров ИПБ России, призвана это качество обеспечить с помощью:

строгого отбора УМЦ, которым предоставляется право 240-часовой переподготовки профессиональных бухгалтеров;

подготовки и корректировки программ 240-часовой переподготовки профессиональных бухгалтеров;

организации аттестации профессиональных бухгалтеров;

подготовки и сертификации ежегодных 40-часовых программ повышения квалификации;

организации процесса повышения квалификации.

- Предусмотрены ли какие-либо критерии отбора кандидатов в члены комиссии по проведению экзаменов на получение аттестата профессионального бухгалтера? Ведь экзамены проводятся в региональных учебно - методических центрах. Есть ли гарантия того, что это не будет формальной процедурой: заплатил деньги - прослушал курс лекций - получил аттестат?

- ИПБ России утверждает экзаменационную комиссию на получение аттестата профессионального бухгалтера. Чтобы избежать формального проведения экзамена, председателем комиссии назначается из центра член Комитета по аттестации профессиональных бухгалтеров ИПБ России. Председатель экзаменационной комиссии привозит с собой тесты и экзаменационные билеты. Такой порядок исключает возможность предварительной подготовки слушателей учебно - методическими центрами.

Председателями экзаменационных комиссий могут быть только ведущие специалисты в области бухгалтерского учета. Это в основном доктора наук, профессора. Как исключение председателями экзаменационных комиссий назначаются кандидаты экономических наук и доценты.

Начиная с января 2000 г. ко всем преподавателям и членам аттестационных комиссий по приему экзаменов предъявляется требование обязательного членства в ТИПБ и ИПБ России. Это сделано исходя из двух соображений. Первое состоит в том, что преподаватели и экзаменаторы должны соблюдать нормы профессиональной этики. Только законы, предусмотренные в Кодексе этики профессионального бухгалтера, смогут гарантировать от профанации преподавания и приема экзаменов, от превращения существующей системы в голый бизнес. Второе соображение состоит в том, что вся система первичной аттестации бухгалтеров направлена на профессиональный отбор бухгалтеров в действительные члены ИПБ России. По уставу нашей организации членами Института могут быть только бухгалтеры, подтвердившие свои профессиональные знания на высоком уровне, установленном Президентским советом ИПБ России.

Конечно, от недобросовестности экзаменационных комиссий и председателя не застрахован никто. Здесь важно организовать систему отбора и контроля их деятельности таким образом, чтобы она предотвращала возможность профанации экзаменов. Эта система создана в ИПБ России и постоянно совершенствуется.

Прорабатывается проект организации дистанционного тестирования профессиональных бухгалтеров. Эта система предусматривает проведение тестирования с использованием электронных машин и дистанционной оценки результатов тестирования.

В настоящее время на ТИПБ возложена обязанность контроля обучения и проведения экзаменов на звание "профессиональный бухгалтер". В перспективе базы проведения экзаменов должны быть полностью перенесены в ТИПБ.

- Олег Моисеевич, каковы перспективы развития Института профессиональных бухгалтеров России?

- У нас нет долгосрочной программы развития Института. Конкретная работа планируется на ближайшее время. В частности, определены основные направления развития ИПБ России на 2000 г., включающие пять разделов: научно - методическая работа, учебно - методическая деятельность, развитие связей Института, организационная работа, техническое обеспечение.

Осветим наиболее значимые, с моей точки зрения, мероприятия, намеченные для выполнения в текущем году.

Институт будет продолжать участвовать в реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в части создания и внедрения новых положений (стандартов) бухгалтерского учета (ПБУ). Под внедрением я понимаю организацию обучения, создание комментариев к ПБУ, а также контроль за их правильным применением на предприятиях, где работают члены ИПБ России.

Следует отметить, что организация такого контроля является для Института совершенно новой задачей. Нами разрабатывается Положение о контроле правильного использования нормативных документов членами ИПБ России. Принципиальное отличие от других видов контроля состоит в добровольности и соблюдении этических норм профессионального бухгалтера. Задача ИПБ России состоит в том, чтобы не "найти и наказать", а помочь бухгалтеру в работе, соблюдая при этом секретность полученной информации и другие этические нормы.

Учитывая, что в члены ИПБ России вступило значительное число аудиторов и аудиторских фирм, Институтом предусмотрены мероприятия для них, в частности, разработка и совершенствование аудиторских стандартов. Эта работа проводится совместно с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, ЦАЛАКами, Минфина России. Мы видим свою задачу в том, чтобы помочь аудиторам - членам ИПБ России разобраться в стандартах; выявить в них элементы, которые осложняют работу или противоречат другим нормативным актам; обобщить практику внедрения стандартов; донести ее до официальных органов и принять участие в совершенствовании правил аудиторской деятельности.

Особое место в деятельности Института отводится подготовке и внедрению нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности. Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности поручила ИПБ России организовать эту работу.

В настоящее время проводится разработка нового Плана счетов, комментариев к нему, корреспонденций счетов и других, необходимых для внедрения на практике документов. Разработана стратегия комплексного внедрения Плана счетов, включающая распространение Плана счетов и сопутствующей литературы (официальных комментариев, корреспонденций счетов и др.); обучение пользователей (подготовка программы обучения в размере 40 часов и кратковременных курсов - 8 часов); организацию системы консультирования пользователей по их запросам.

Отмечу, что членам ИПБ России План счетов будет поставляться, скорее всего, бесплатно, а остальные услуги - оказываться с большими скидками.

Кроме функциональных и организационных мероприятий в настоящее время ИПБ России разворачивает работу по обеспечению ТИПБ связью через электронную почту, что позволит значительно облегчить взаимодействие с центром. Институт открыл свой ВЕБ - сайт в Интернет (www.ipbr.ru), ведется работа по наполнению его полезной для бухгалтера информацией. Реализуется проект по созданию и обеспечению членов ИПБ России чиповыми картами, которые будут использоваться для облегчения работы с профессиональными бухгалтерами, а также как дисконтные для всех мероприятий, проводимых Институтом.

Думается, что мы уже сегодня предоставляем нашим членам достаточно большой комплекс услуг. Однако мы всегда открыты для предложений по совершенствованию работы Института от наших действительных и потенциальных членов.

Подписано в печать

03.05.2000

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Анализ оборотных активов организации ("Бухгалтерский учет", 2000, N 10) >
Вопрос: ...Банк просит пояснить вопрос обложения налогом с продаж операций банка по распространению предоплаченных финансовых продуктов, поскольку имеет намерение начать выпуск предоплаченного финансового продукта "Карта водителя", с помощью которой владелец сможет оплачивать стоимость бензина на АЗС и штрафные санкции, налагаемые ГИБДД. ("Московский налоговый курьер", 2000, N 13)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.