Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Индексации ставок земельного налога и арендной платы за землю и порядок перечисления этих платежей в бюджеты всех уровней (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 9)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 9, 2000

ИНДЕКСАЦИИ СТАВОК

ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА И АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ

И ПОРЯДОК ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ЭТИХ ПЛАТЕЖЕЙ

В БЮДЖЕТЫ ВСЕХ УРОВНЕЙ

(Окончание. Начало см. "Финансовая газета.

Региональный выпуск", N N 5, 6, 8, 2000)

Рассмотрим порядок индексации ставок земельного налога в 2000 г. по земельным участкам, которые используются землепользователями не по назначению. Норма о применении коэффициента 2 к ставкам налога за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, была введена в Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 1738-1) Федеральным законом от 29.12.1998 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики". Увеличение ставок земельного налога в 2000 г. в 2 раза за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, производится с учетом их индексации в 1995 - 1997 гг., 1999 г. в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562, от 03.04.1996 N 378, Федеральными законами от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" и от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год".

В настоящее время широкое распространение, особенно в городах, получила аренда земли. Регулируют арендные земельные отношения Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон N 1738-1, который предусматривает, что размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Такие договоры составляются по соответствующим формам договора аренды. Так, по землям сельскохозяйственного назначения форма договора утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения". По данной форме аренды арендодателями земельных участков являются соответствующие органы местного самоуправления и непосредственно собственники земли - как граждане, так и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, сдающие в аренду для сельскохозяйственного использования другим юридическим лицам или гражданам временно не используемые ими сельскохозяйственные угодья, находящиеся в их собственности. В форме договора указываются общая площадь и план земель, переданных в аренду, их экспликация, приводится список земельных участков с особым режимом использования. Тем же Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена форма договора временного пользования землей, в которой также указываются общая площадь земельных участков, предоставленных во временное пользование, их план и экспликация.

Следует отметить, что при индексации ставок земельного налога в 1995 - 1997 гг. и 1999 г. Постановлениями Правительства Российской Федерации и Федеральными законами о бюджете на 1997 и 1999 гг. к ставкам арендной платы не применялись повышающие коэффициенты. Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.

Пример. На основании договора краткосрочной аренды земельного участка арендодатель в лице комитета по земельным ресурсам и землеустройству предоставляет товариществу с ограниченной ответственностью (ТОО), расположенному в черте города, в краткосрочное возмездное пользование сроком на 5 лет земельный участок площадью 10 000 кв. м для размещения вещевого рынка. В соответствии с договором арендатор обязуется своевременно уплачивать арендную плату и ежеквартально представлять арендодателю сведения о ее уплате. Арендатор вносит арендную плату ежеквартально равными частями из расчета за календарный год не позднее 25 числа последнего месяца квартала, т.е. не позднее 25 марта, 25 июня, 25 сентября и 25 декабря. Ежегодная арендная плата за весь земельный участок составляет 60 тыс. руб. Поскольку на 2000 г. установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 г., применяются для всех категорий земель с коэффициентом 1,2, это потребует внесения изменений в заключенные ранее договоры аренды, т.е. ежегодная арендная плата за весь земельный участок составит в 2000 г.: 60 тыс. руб. х 1,2 = 72 тыс. руб. В связи с этим ТОО заплатит арендную плату в следующих размерах: 25 марта - 18 тыс. руб.; 25 июня - 18 тыс. руб.; 25 сентября - 18 тыс. руб. и 25 декабря 18 тыс. руб.

Целевое использование средств,

поступающих от взимания

земельного налога и арендной платы за землю

Нередко возникает вопрос, на какие цели используются средства, поступающие от взимания земельного налога и арендной платы за землю. В ст.24 Закона N 1738-1 указано, что земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование, инженерное и социальное обустройство территории. Задачами землеустройства являются организация рационального использования земель во всех отраслях народного хозяйства, создание условий для поддержания и охраны земель. В то же время согласно Земельному кодексу РСФСР землеустройство предусматривает разработку прогнозов, республиканских и региональных программ, схем использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства; установление на местности границ административно - территориальных образований; составление проектов образований новых землевладений, отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей; разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства, а также проектов рекультивации нарушенных земель, защиты почв от эрозии, оползней, подтопления и засоления; установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов; проведение топографо - геодезических, картографических, почвенных, агрохимических и других обследовательских и изыскательных работ.

Статьей 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" приостановлено действие на 2000 г. ст.24 Закона N 1738-1 в части целевого использования централизуемого земельного налога и арендной платы и установлено направить в 2000 г. средства, получаемые за счет земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков, зачисляемые в федеральный бюджет в объеме 6,6 млрд руб., на проведение мероприятий в рамках Государственной программы повышения плодородия почв, на финансирование приобретения минеральных удобрений и средств химической защиты растений, ведение земельного кадастра и мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования, на финансирование затрат капитального характера, связанных с мелиорацией сельскохозяйственных земель, закладкой и ремонтом многолетних насаждений и строительством групповых водопроводов, мелиорацией внутренних рыбохозяйственных водоемов, на развитие материально - технической базы государственных учреждений, участвующих в выполнении указанных работ, включая приобретение техники и оборудования, не входящих в сметы указанного строительства, мелиоративной техники, на проведение агрохимической мелиорации почв и научно - исследовательских работ прикладного характера. Таким образом, круг мероприятий по землеустройству в 2000 г. значительно расширен. Однако это не означает, что ст.24 Закона N 1738-1 утратила свое значение.

Согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год" установленные на 2000 г. целевые направления средств от земельного налога и арендной платы могут быть изменены или дополнены новыми мероприятиями по землеустройству лишь в начале нового финансового года, т.е. 2001 г. В 2000 г. из федерального бюджета не будет финансироваться инженерное и социальное обустройство территории. Вероятно, финансирование работ по благоустройству территорий городов и поселков будет осуществляться за счет региональных и местных бюджетов. В связи с несовпадением сроков поступления средств земельного налога и арендной платы в части, зачисляемой в доход федерального бюджета, и сроков проведения мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" производит в первом полугодии 2000 г. 50%-ное авансирование расходов на проведение указанных мероприятий в счет последующих поступлений средств земельного налога и арендной платы в доходы федерального бюджета.

Порядок перечисления

земельного налога и арендной платы

в соответствующие бюджеты

В Законе N 1738-1 определен порядок перечисления средств от земельного налога и арендной платы на бюджетные счета Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты. В соответствии со ст.18 Закона N 1738-1 плата за землю перечисляется плательщиками земельного налога. При этом за земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, плата за землю перечисляется непосредственно самим плательщиком на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления; за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, сам плательщик должен перечислять плату за землю на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе в той доле, которая причитается федеральному бюджету, далее перечислять плату на бюджетные счета субъекта Российской Федерации также в доле, которая причитается субъекту, а оставшуюся часть средств от платы за землю - на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления. Иными словами, сам налогоплательщик должен направлять плату за землю в бюджеты трех уровней тремя платежными поручениями с указанием в каждом из них соответствующего бюджетного счета. Таков порядок перечисления платы за землю согласно Закону N 1738-1. Однако как показала практика, данный порядок себя полностью не оправдал. Из года в год в полном объеме платежи за землю не поступали в федеральный бюджет.

В связи с тем что ежегодно не выполнялись бюджетные назначения по поступлениям платы за землю в федеральный бюджет, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" был изменен порядок направления средств от уплаты земельного налога и арендной платы во все уровни бюджетов (только за земли городов и поселков). Было установлено, что плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков в 1999 г. должны перечислять указанные средства в полном объеме на счета, открытые в органах Главного управления федерального казначейства Минфина России, с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Из этого следовало, что за сельскохозяйственные угодья должны были направлять плату за землю в соответствующие бюджеты сами налогоплательщики.

Статьей 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что в 2000 г. плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства Минфина России с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в следующем объеме: федеральный бюджет - 30%; бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением города Москвы) - 20; бюджет города Москвы - 70; бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований, включая муниципальные образования города Санкт - Петербурга, - 50%. Установлено также, что в 2000 г. плательщики земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета, открытые органами федерального казначейства Минфина России, с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в пределах долей, установленных ст.5 Закона N 1738-1 и нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" не внес каких-либо изменений в размеры перечисляемой доли налога и арендной платы в федеральный бюджет за сельскохозяйственные угодья. По-прежнему согласно Закону N 1738-1 доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет в процентах к сумме земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, установлена по 12 регионам Российской Федерации в размере 20%. В размере 30% должны перечислять в федеральный бюджет плату за сельскохозяйственные угодья 16 субъектов Российской Федерации. Республика Адыгея, Карачаево - Черкесская Республика, Ставропольский край и Ростовская область обязаны перечислять платежи за такие земли в федеральный бюджет в размере 40%. Самая большая доля средств, направляемых в федеральный бюджет за сельхозугодья, а именно в размере 50%, приходится на Краснодарский край. Кроме того, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" не изменил порядок установления доли средств от земельного налога и арендной платы за сельхозугодья, перечисляемых на бюджетные счета субъектов Российской Федерации. В связи с этим в 2000 г. в соответствии с Законом N 1738-1 органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливают долю средств от платежей за сельхозугодья, перечисляемых на бюджетные счета субъектов Российской Федерации в пределах не более 10% от суммы земельного налога административного района.

Пример. Акционерная сельскохозяйственная организация в Краснодарском крае имеет земельный участок площадью 4000 га. Цели, в соответствии с которыми он может использоваться, определены в свидетельстве на право собственности на землю. В нем, в частности, указано, что площадь в размере 3000 га выделена организации под пашню, другая часть угодий - под пастбища и сенокосы. Сельскохозяйственная организация должна представить налоговую декларацию по земельному налогу в налоговые органы по месту нахождения облагаемого объекта. К сводной налоговой декларации за 2000 г. организация приложит таблицу по определению размера земельного налога по видам сельхозугодий, в данном случае по пахотным землям, пастбищам и сенокосам. Сумма налога, которую следует уплатить в 2000 г., составит 104 тыс. руб. В отличие от сроков уплаты налога, установленных Законом N 1738-1 на 15 сентября и 15 ноября, органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать другие сроки уплаты налога. Предположим, что сроки уплаты установлены на 10 апреля, 10 июня, 10 октября и 10 декабря. Таким образом, годовая сумма земельного налога в размере 104 тыс. руб. по каждому из четырех сроков уплаты составит: по первому сроку уплаты (10 апреля) - 26 тыс. руб.; по второму сроку (10 июня) - 26 тыс. руб.; по третьему и четвертому срокам (10 октября и 10 декабря) - по 26 тыс. руб.

В связи с тем что доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет, за сельскохозяйственные угодья по Краснодарскому краю определена в размере 50%, 26 тыс. руб. по первому сроку уплаты (10 апреля) организация направит в полном объеме на счета, открытые органами федерального казначейства, которые в свою очередь должны распределить эту сумму налога в следующем соотношении: 50% от суммы налога, т.е. 13 тыс. руб., - в федеральный бюджет; 10%, или 2,6 тыс. руб., - на бюджетные счета субъекта Российской Федерации, т.е. в бюджет Краснодарского края; 40%, или 10,4 тыс. руб., - на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления. Далее, 10 июня, 10 октября и 10 декабря сельскохозяйственная организация направит по 26 тыс. руб. на счета, открытые органами федерального казначейства, которые в соответствующей пропорции направят средства от платы за землю в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.

Можно сказать, что в 2000 г. упростился порядок уплаты земельного налога для граждан. За свои земельные участки, расположенные в городах, поселках или в сельской местности, всю сумму земельного налога, причитающуюся к уплате, они направят на счета органов федерального казначейства Минфина России лишь одним платежным поручением, а уже сами органы федерального казначейства направят по установленным долям сумму земельного налога по соответствующим уровням бюджетов.

Подписано в печать Р.Габбасов

25.02.2000 Советник налоговой службы

I ранга

Н.Голубева

Советник налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...АО перечислило администрации города средства на строительство памятника и на проведение выставки - ярмарки в честь празднования Дня города и на указанную сумму заявило согласно Инструкции ГНС России N 37 льготу по налогу на прибыль. Просим дать разъяснение по применению данной льготы, так как указанную и заявленную нами льготу налоговая инспекция не принимает. ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 9) >
Статья: Бухгалтерский учет лизинговых операций ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.