![]() |
| ![]() |
|
Статья: Индексации ставок земельного налога и арендной платы за землю и порядок перечисления этих платежей в бюджеты всех уровней (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 9)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 9, 2000
ИНДЕКСАЦИИ СТАВОК ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА И АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ И ПОРЯДОК ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ЭТИХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТЫ ВСЕХ УРОВНЕЙ
(Окончание. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N N 5, 6, 8, 2000)
Рассмотрим порядок индексации ставок земельного налога в 2000 г. по земельным участкам, которые используются землепользователями не по назначению. Норма о применении коэффициента 2 к ставкам налога за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, была введена в Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 1738-1) Федеральным законом от 29.12.1998 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики". Увеличение ставок земельного налога в 2000 г. в 2 раза за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, производится с учетом их индексации в 1995 - 1997 гг., 1999 г. в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562, от 03.04.1996 N 378, Федеральными законами от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" и от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год". В настоящее время широкое распространение, особенно в городах, получила аренда земли. Регулируют арендные земельные отношения Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон N 1738-1, который предусматривает, что размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Такие договоры составляются по соответствующим формам договора аренды. Так, по землям сельскохозяйственного назначения форма договора утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения". По данной форме аренды арендодателями земельных участков являются соответствующие органы местного самоуправления и непосредственно собственники земли - как граждане, так и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, сдающие в аренду для сельскохозяйственного использования другим юридическим лицам или гражданам временно не используемые ими сельскохозяйственные угодья, находящиеся в их собственности. В форме договора указываются общая площадь и план земель, переданных в аренду, их экспликация, приводится список земельных участков с особым режимом использования. Тем же Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена форма договора временного пользования землей, в которой также указываются общая площадь земельных участков, предоставленных во временное пользование, их план и экспликация.
Следует отметить, что при индексации ставок земельного налога в 1995 - 1997 гг. и 1999 г. Постановлениями Правительства Российской Федерации и Федеральными законами о бюджете на 1997 и 1999 гг. к ставкам арендной платы не применялись повышающие коэффициенты. Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Пример. На основании договора краткосрочной аренды земельного участка арендодатель в лице комитета по земельным ресурсам и землеустройству предоставляет товариществу с ограниченной ответственностью (ТОО), расположенному в черте города, в краткосрочное возмездное пользование сроком на 5 лет земельный участок площадью 10 000 кв. м для размещения вещевого рынка. В соответствии с договором арендатор обязуется своевременно уплачивать арендную плату и ежеквартально представлять арендодателю сведения о ее уплате. Арендатор вносит арендную плату ежеквартально равными частями из расчета за календарный год не позднее 25 числа последнего месяца квартала, т.е. не позднее 25 марта, 25 июня, 25 сентября и 25 декабря. Ежегодная арендная плата за весь земельный участок составляет 60 тыс. руб. Поскольку на 2000 г. установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 г., применяются для всех категорий земель с коэффициентом 1,2, это потребует внесения изменений в заключенные ранее договоры аренды, т.е. ежегодная арендная плата за весь земельный участок составит в 2000 г.: 60 тыс. руб. х 1,2 = 72 тыс. руб. В связи с этим ТОО заплатит арендную плату в следующих размерах: 25 марта - 18 тыс. руб.; 25 июня - 18 тыс. руб.; 25 сентября - 18 тыс. руб. и 25 декабря 18 тыс. руб.
Целевое использование средств, поступающих от взимания земельного налога и арендной платы за землю
Нередко возникает вопрос, на какие цели используются средства, поступающие от взимания земельного налога и арендной платы за землю. В ст.24 Закона N 1738-1 указано, что земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование, инженерное и социальное обустройство территории. Задачами землеустройства являются организация рационального использования земель во всех отраслях народного хозяйства, создание условий для поддержания и охраны земель. В то же время согласно Земельному кодексу РСФСР землеустройство предусматривает разработку прогнозов, республиканских и региональных программ, схем использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства; установление на местности границ административно - территориальных образований; составление проектов образований новых землевладений, отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей; разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства, а также проектов рекультивации нарушенных земель, защиты почв от эрозии, оползней, подтопления и засоления; установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов; проведение топографо - геодезических, картографических, почвенных, агрохимических и других обследовательских и изыскательных работ. Статьей 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" приостановлено действие на 2000 г. ст.24 Закона N 1738-1 в части целевого использования централизуемого земельного налога и арендной платы и установлено направить в 2000 г. средства, получаемые за счет земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков, зачисляемые в федеральный бюджет в объеме 6,6 млрд руб., на проведение мероприятий в рамках Государственной программы повышения плодородия почв, на финансирование приобретения минеральных удобрений и средств химической защиты растений, ведение земельного кадастра и мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования, на финансирование затрат капитального характера, связанных с мелиорацией сельскохозяйственных земель, закладкой и ремонтом многолетних насаждений и строительством групповых водопроводов, мелиорацией внутренних рыбохозяйственных водоемов, на развитие материально - технической базы государственных учреждений, участвующих в выполнении указанных работ, включая приобретение техники и оборудования, не входящих в сметы указанного строительства, мелиоративной техники, на проведение агрохимической мелиорации почв и научно - исследовательских работ прикладного характера. Таким образом, круг мероприятий по землеустройству в 2000 г. значительно расширен. Однако это не означает, что ст.24 Закона N 1738-1 утратила свое значение. Согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год" установленные на 2000 г. целевые направления средств от земельного налога и арендной платы могут быть изменены или дополнены новыми мероприятиями по землеустройству лишь в начале нового финансового года, т.е. 2001 г. В 2000 г. из федерального бюджета не будет финансироваться инженерное и социальное обустройство территории. Вероятно, финансирование работ по благоустройству территорий городов и поселков будет осуществляться за счет региональных и местных бюджетов. В связи с несовпадением сроков поступления средств земельного налога и арендной платы в части, зачисляемой в доход федерального бюджета, и сроков проведения мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" производит в первом полугодии 2000 г. 50%-ное авансирование расходов на проведение указанных мероприятий в счет последующих поступлений средств земельного налога и арендной платы в доходы федерального бюджета.
Порядок перечисления земельного налога и арендной платы в соответствующие бюджеты
В Законе N 1738-1 определен порядок перечисления средств от земельного налога и арендной платы на бюджетные счета Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты. В соответствии со ст.18 Закона N 1738-1 плата за землю перечисляется плательщиками земельного налога. При этом за земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, плата за землю перечисляется непосредственно самим плательщиком на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления; за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, сам плательщик должен перечислять плату за землю на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе в той доле, которая причитается федеральному бюджету, далее перечислять плату на бюджетные счета субъекта Российской Федерации также в доле, которая причитается субъекту, а оставшуюся часть средств от платы за землю - на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления. Иными словами, сам налогоплательщик должен направлять плату за землю в бюджеты трех уровней тремя платежными поручениями с указанием в каждом из них соответствующего бюджетного счета. Таков порядок перечисления платы за землю согласно Закону N 1738-1. Однако как показала практика, данный порядок себя полностью не оправдал. Из года в год в полном объеме платежи за землю не поступали в федеральный бюджет. В связи с тем что ежегодно не выполнялись бюджетные назначения по поступлениям платы за землю в федеральный бюджет, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" был изменен порядок направления средств от уплаты земельного налога и арендной платы во все уровни бюджетов (только за земли городов и поселков). Было установлено, что плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков в 1999 г. должны перечислять указанные средства в полном объеме на счета, открытые в органах Главного управления федерального казначейства Минфина России, с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Из этого следовало, что за сельскохозяйственные угодья должны были направлять плату за землю в соответствующие бюджеты сами налогоплательщики. Статьей 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что в 2000 г. плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства Минфина России с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в следующем объеме: федеральный бюджет - 30%; бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением города Москвы) - 20; бюджет города Москвы - 70; бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований, включая муниципальные образования города Санкт - Петербурга, - 50%. Установлено также, что в 2000 г. плательщики земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета, открытые органами федерального казначейства Минфина России, с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в пределах долей, установленных ст.5 Закона N 1738-1 и нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. Таким образом, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" не внес каких-либо изменений в размеры перечисляемой доли налога и арендной платы в федеральный бюджет за сельскохозяйственные угодья. По-прежнему согласно Закону N 1738-1 доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет в процентах к сумме земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, установлена по 12 регионам Российской Федерации в размере 20%. В размере 30% должны перечислять в федеральный бюджет плату за сельскохозяйственные угодья 16 субъектов Российской Федерации. Республика Адыгея, Карачаево - Черкесская Республика, Ставропольский край и Ростовская область обязаны перечислять платежи за такие земли в федеральный бюджет в размере 40%. Самая большая доля средств, направляемых в федеральный бюджет за сельхозугодья, а именно в размере 50%, приходится на Краснодарский край. Кроме того, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" не изменил порядок установления доли средств от земельного налога и арендной платы за сельхозугодья, перечисляемых на бюджетные счета субъектов Российской Федерации. В связи с этим в 2000 г. в соответствии с Законом N 1738-1 органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливают долю средств от платежей за сельхозугодья, перечисляемых на бюджетные счета субъектов Российской Федерации в пределах не более 10% от суммы земельного налога административного района.
Пример. Акционерная сельскохозяйственная организация в Краснодарском крае имеет земельный участок площадью 4000 га. Цели, в соответствии с которыми он может использоваться, определены в свидетельстве на право собственности на землю. В нем, в частности, указано, что площадь в размере 3000 га выделена организации под пашню, другая часть угодий - под пастбища и сенокосы. Сельскохозяйственная организация должна представить налоговую декларацию по земельному налогу в налоговые органы по месту нахождения облагаемого объекта. К сводной налоговой декларации за 2000 г. организация приложит таблицу по определению размера земельного налога по видам сельхозугодий, в данном случае по пахотным землям, пастбищам и сенокосам. Сумма налога, которую следует уплатить в 2000 г., составит 104 тыс. руб. В отличие от сроков уплаты налога, установленных Законом N 1738-1 на 15 сентября и 15 ноября, органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать другие сроки уплаты налога. Предположим, что сроки уплаты установлены на 10 апреля, 10 июня, 10 октября и 10 декабря. Таким образом, годовая сумма земельного налога в размере 104 тыс. руб. по каждому из четырех сроков уплаты составит: по первому сроку уплаты (10 апреля) - 26 тыс. руб.; по второму сроку (10 июня) - 26 тыс. руб.; по третьему и четвертому срокам (10 октября и 10 декабря) - по 26 тыс. руб. В связи с тем что доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет, за сельскохозяйственные угодья по Краснодарскому краю определена в размере 50%, 26 тыс. руб. по первому сроку уплаты (10 апреля) организация направит в полном объеме на счета, открытые органами федерального казначейства, которые в свою очередь должны распределить эту сумму налога в следующем соотношении: 50% от суммы налога, т.е. 13 тыс. руб., - в федеральный бюджет; 10%, или 2,6 тыс. руб., - на бюджетные счета субъекта Российской Федерации, т.е. в бюджет Краснодарского края; 40%, или 10,4 тыс. руб., - на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления. Далее, 10 июня, 10 октября и 10 декабря сельскохозяйственная организация направит по 26 тыс. руб. на счета, открытые органами федерального казначейства, которые в соответствующей пропорции направят средства от платы за землю в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления. Можно сказать, что в 2000 г. упростился порядок уплаты земельного налога для граждан. За свои земельные участки, расположенные в городах, поселках или в сельской местности, всю сумму земельного налога, причитающуюся к уплате, они направят на счета органов федерального казначейства Минфина России лишь одним платежным поручением, а уже сами органы федерального казначейства направят по установленным долям сумму земельного налога по соответствующим уровням бюджетов.
Подписано в печать Р.Габбасов 25.02.2000 Советник налоговой службы
I ранга Н.Голубева Советник налоговой службы I ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |