![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: ...Могут ли предприятия использовать льготу по пп."б" п.1 ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 в случае долевого участия в расходах по содержанию учреждения здравоохранения? На чьем балансе должно находиться учреждение здравоохранения? В каком соотношении осуществленные затраты должны уменьшать налогооблагаемую базу для исчисления налога в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ? ("Московский налоговый курьер", 2000, N 5)
"Московский налоговый курьер", N 5, 2000
Вопрос: Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в пп."б" п.1 ст.6 установил возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли на суммы затрат предприятий на содержание учреждений здравоохранения, в том числе затрат на эти цели при долевом участии предприятий в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти (указанная норма продублирована в п.4.1.2 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37). Направленное в целях разъяснения Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 15.12.1994 N 11-13/16155 уточнило, что "указанная льгота уменьшает налогооблагаемую прибыль для исчисления налога как в республиканский, так и в городской бюджет при условии, что она не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льготы, более чем на 50 процентов". Кроме того, в соответствии с Законом г. Москвы от 18.06.1997 N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" (п.6 ст.2) предусмотрено освобождение от налогообложения прибыли, направленной предприятиями (в пределах 1 процента облагаемой налогом прибыли) учреждениям здравоохранения. В связи с изложенными правовыми нормами возникает ряд вопросов, имеющих главенствующее значение для предприятий, готовых участвовать в оплате затрат госпиталя. Во-первых, могут ли предприятия использовать льготу по пп."б" п.1 ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 в случае долевого участия этих предприятий в расходах по содержанию федерального учреждения здравоохранения (в том числе Центрального военного госпиталя ФСБ России)? В отношении затрат при долевом участии не имеется разъяснений о том, на чьем балансе должно находиться учреждение здравоохранения: а) на балансе одного из участвующих в содержании предприятий; б) в определенной части на балансе всех предприятий, принимающих долевое участие в содержании; в) не обязано быть на балансе какого-либо предприятия, а может быть государственным (федеральным или республиканским) или муниципальным учреждением. Во-вторых, в каком соотношении осуществленные предприятиями затраты должны уменьшать налогооблагаемую прибыль для исчисления налога в федеральный бюджет и в бюджет субъектов РФ: а) уменьшается только сумма налога, зачисляемого в федеральный бюджет; б) уменьшается только сумма налога, зачисляемого в бюджет субъекта, или
в) уменьшаются обе суммы пропорционально установленным федеральной ставке и ставке субъекта Федерации? (В связи с этим насколько справедливо и правомерно вышеуказанное толкование Госналогинспекции по г. Москве в Письме от 15.12.1994 N 11-13/16155, в соответствии с которым уменьшается налогооблагаемая прибыль как в республиканский, так и в городской бюджет?) В-третьих, каков предельный размер возможных отчислений предприятий на содержание учреждения здравоохранения при долевом участии? Указанный в Законе РФ от 27.12.1991 критерий - нормы, установленные местными органами государственной власти, - определяет необходимый размер расходов учреждения здравоохранения. Имеется ли дополнительное ограничение, устанавливающее максимальный размер отчисления в виде определенной доли налогооблагаемой прибыли предприятия? (В связи с этим насколько справедливо и правомерно вышеуказанное толкование Госналогинспекции по г. Москве в Письме от 15.12.1994 N 11-13/16155, в соответствии с которым не должно быть уменьшения фактической суммы налога более чем на 50 процентов?) Последний вопрос: может ли предприятие, осуществляющее на основе долевого участия отчисления на содержание учреждения здравоохранения и использующее в связи с этим льготу по пп."б" п.1 ст.6 Закона РФ от 27.12.1991, одновременно использовать льготу по п.6 ст.2 Закона г. Москвы от 18.06.1997 N 19?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО от 11 февраля 2000 г. N 03-12/3375
В соответствии с пп."б" п.1 ст.6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", (с изменениями и дополнениями) установлено, что при исчислении налога на прибыль в целом, в том числе в части, зачисляемой в федеральный и городской бюджет, облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения. Финансирование указанных объектов в порядке долевого участия может осуществляться как при условии наличия у предприятий права общей (совместной, долевой) собственности на объект, так и при наличии договора о совместном использовании сторонами жилищного фонда или объектов социально - культурной сферы. Кроме того, организация - инвестор должна заключить договор о долевом участии в финансировании с балансодержателем объекта и перечислять средства на его счет. При этом такой договор должен определять долю расходов, финансируемую каждой из сторон. В Письме Госкомстата России, Минфина России и Госналогслужбы России от 23.12.1992 N N 17-1-17/179, 04-02-04, ВГ-6-01/458 "О порядке предоставления льгот по налогу на прибыль" дан перечень объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятий, фактические затраты на содержание которых исключаются из облагаемой налогом прибыли. В соответствии с Письмом Госналогслужбы России от 09.07.1996 N 02-2-12 при отнесении конкретных объектов к одной из перечисленных выше категорий объектов социальной инфраструктуры в целях применения льготы по налогу на прибыль следует руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ). В г. Москве Распоряжением мэра Москвы от 22.08.1997 N 654-РМ утверждены годовые нормативы затрат предприятий и организаций всех организационно - правовых форм и форм собственности по содержанию находящихся на их балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий, принимаемые при определении прибыли, подлежащей исключению из налогообложения, согласно приложению к данному Распоряжению (Приложение к Распоряжению мэра Москвы "Годовые нормативы затрат на содержание объектов социально - культурной сферы в размерах, кратных минимальному уровню оплаты труда, установленному законодательством Российской Федерации"). Затраты на содержание указанных объектов должны быть произведены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме того, для целей исчисления данной льготы по налогу на прибыль при долевом финансировании объектов социально - культурной сферы и жилищного фонда затраты на их содержание принимаются в пределах норм пропорционально доле расходов, финансируемой каждой из сторон. Для целей применения данной льготы к затратам и расходам предприятий по содержанию названных объектов относятся затраты и расходы по их текущему содержанию, аналогичные поименованным в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552. На основании вышеизложенного безвозмездное перечисление денежных и иных средств одним юридическим лицом другому юридическому лицу в качестве финансовой помощи является одной из форм его добровольного участия (спонсорские взносы, благотворительные пожертвования и т.п.) в деятельности этой организации и не может рассматриваться в качестве расходов на содержание объектов социально - культурной сферы, и, следовательно, предприятия и организации, перечисляющие средства Центральному военному госпиталю Федеральной службы безопасности Российской Федерации, не могут получить льготу в виде освобождения от уплаты налога в части затрат, направляемых на содержание данного учреждения. Кроме того, предприятия и организации, пользующиеся льготами по налогу на прибыль в соответствии с вышеуказанным Законом, имеют право воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты налога в части, зачисляемой в бюджет г. Москвы, в соответствии с п.6 ст.2 Закона г. Москвы от 18.06.1997 N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" после использования аналогичной льготы, установленной Законом Российской Федерации. На основании п.6 ст.2 Закона г. Москвы освобождается от налогообложения прибыль, направленная предприятиями, организациями и учреждениями, но не более 1 процента облагаемой налогом прибыли, предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения. Необходимо учитывать, что право на налоговые льготы, установленные данным Законом, возникает в том отчетном периоде (месяце, квартале), в котором произведены фактические затраты (получена льготируемая прибыль); под прибылью, в пределах 1 процента которой может быть засчитан взнос как налоговая льгота, понимается показатель, рассчитанный по стр. 6 Расчета налога от фактической прибыли согласно Приложению N 8 к Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37.
Заместитель руководителя Управления государственный советник налоговой службы III ранга А.А.Глинкин
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |