![]() |
| ![]() |
|
Статья: Формирование налоговой политики организации ("Финансы", 2000, N 2)
"Финансы", N 2, 2000
ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
Составной частью финансовой политики является налоговая политика организаций. Она обеспечивает гармоничную увязку результатов деятельности организации с решением общегосударственных задач посредством безусловного выполнения требований налогового законодательства. Налоговая политика формируется на основе финансовой информации и реализует распределительную функцию финансов, определяя размеры денежных средств, остающихся в распоряжении организации и перечисляемых в бюджет или во внебюджетные фонды. Сущность налоговой политики юридического лица заключается в разработке системы методов и приемов ведения и организации отношений с контрагентами, оптимизирующей величину налогов при соблюдении налогового законодательства. Целью налоговой политики может являться максимизация прибыли при минимизации издержек, в которые входят налоговые платежи. Налоговая политика оказывает существенное влияние на финансовые результаты и на эффективность финансово - хозяйственной деятельности организации. Кроме того, она оказывает влияние и на формирование учетной политики, поскольку именно на основе бухгалтерской информации формируются отчеты перед фискальными органами. Критерием выбора того или иного варианта налоговой политики можно принять плановую величину налоговых платежей. В рамках этой суммы платежей оценивается эффективность деятельности организации с помощью показателей, характеризующих финансовое положение: рентабельности, фондоотдачи, оборачиваемости, ликвидности. В свою очередь, эти показатели оказывают влияние на величину расчетного периода освоения ресурсов, на соотношение темпов роста объемов реализации и темпов роста капитальных вложений. На стадии разработки налоговой политики важно определить, какие структурные подразделения организации способны объективно и компетентно решить данную задачу. Разработку налоговой политики с выделением самостоятельного раздела о ведении налогового учета целесообразно возлагать на финансовые службы. На наш взгляд, лишь они могут определить наиболее приемлемые (с точки зрения оптимизации финансовых затрат) способы ведения как бухгалтерского, так и налогового учета. Приоритет финансовой службы в выработке и реализации налоговой политики объясняется тем, что бухгалтерия обычно использует те методы налогообложения, которые ей привычны и менее трудоемки. Бухгалтерия, как правило, при расчете налогов не учитывает интегральную, экономическую выгоду организации. Она не способна предвидеть всесторонний финансовый результат деятельности организации. Налоговая политика охватывает все аспекты деятельности организации, в том числе механизм построения отношений с контрагентами. Рациональное построение этих отношений позволяет минимизировать налоги за счет исключения ошибок в их оформлении. Налоговая политика организации, на наш взгляд, должна прежде всего обеспечивать минимальные налоговые выплаты в бюджет. При этом по каждому виду налоговых платежей должен быть разработан комплекс мер по формированию налогооблагаемой базы и снижению налоговых выплат. Так, при разработке налоговой политики для минимизации налога на имущество проводятся:
проверка соответствия бухгалтерских операций, связанных с удорожанием имущества, условиям договоров; проверка правильности списания износа материальных и нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; переоценка основных средств с учетом мероприятий по уменьшению их остаточной стоимости; оценка правильности формирования запасов товарно - материальных ценностей и незавершенного производства; проверка формирования расходов будущих периодов. Налоговая политика организации зависит от особенностей производственных процессов. Чем длиннее производственный цикл, тем больше объем незавершенного производства. Это влечет за собой не только увеличение сроков оборачиваемости оборотных средств, но и увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество. Чем быстрее снабженческие службы осуществляют процесс получения материальных ценностей, чем короче срок между датой произведенной оплаты и датой оприходования ценностей на складе, тем меньше, например, сумма налога на добавленную стоимость, вносимая организацией в бюджет. Налоговая политика организации реализуется двумя взаимосвязанными методами: налоговым планированием и налоговым учетом. Налоговое планирование начинается с определения налогового поля. Налоговое поле - это перечень налогов, которые организация должна перечислить в бюджет, их прогнозные величины и сроки выплат. Прогнозные величины налоговых платежей рассчитываются на основе результатов анализа фактических налоговых платежей за предшествующие периоды. Глубина предшествующего периода зависит от срока, в течение которого не происходили существенные изменения налогового законодательства. Расчеты планируемых налоговых платежей целесообразно проводить на основе индексного метода. Его суть заключается в определении доли каждого вида налогов в общем объеме выручки. Налоговое поле целесообразно дополнять перечнем льгот по выплате налогов, которые организация планирует использовать. Элементами налогового планирования являются также: налоговый календарь - он предназначен для прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет налогов, а также для своевременного представления отчетности, исключающей штрафные санкции за просрочки; стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии; система мер по предотвращению дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию и оказанные услуги со сроком более четырех месяцев; налаженный бухгалтерский учет и отчетность, позволяющие получать оперативную, объективную информацию о хозяйственной деятельности для рационального налогового планирования; механизм мониторинга налоговых льгот для их использования в коммерческой деятельности; рациональное размещение активов и прибылей организации. Оптимизацию финансовых отношений коммерческой организации с бюджетом с помощью формирования налогового поля и составления плана налоговых выплат покажем на примере одной из действующих организаций. Коммерческая организация исходит из следующих предпосылок: среднемесячная инфляция составляет 7%; организация предоставляет свои услуги в кредит (стоимость услуг определяется в условных единицах и оплачивается по курсу ЦБ на день платежа); конкретные авансовые платежи по налогу на прибыль, налогу на пользователей автодорог и налогу на содержание жилого фонда законодательством не установлены. План налоговых выплат представлен в таблице. Величина налоговых выплат указана в долларах, в связи с тем что стоимостные обязательства, доходы и затраты на 98% оформлены в условных единицах (перерасчет производится по курсу ЦБ РФ на день платежа).
Таблица
План налоговых выплат коммерческой организации на 1999 год
———T——————————————————————————T————————————————————T———————T—————¬ | | Планируемая выручка | 36 000 000 | | | +——+——————————————————————————+—————————T——————————+———————+—————+ | | Налоги | Ставка | Сумма | % от |Доля,| | | | | |выручки| % | +——+——————————————————————————+—————————+——————————+———————+—————+ | 1|НДС |20% (15%)| 4 950 000| 13,8 | 43,3| +——+——————————————————————————+—————————+——————————+———————+—————+ | 2|Налог на прибыль |35% (30%)| 3 780 000| 10,5 | 33,1| +——+——————————————————————————+—————————+——————————+———————+—————+ | 3|Налог на автодороги | 2,50% | 900 000| 2,5 | 7,9| +——+——————————————————————————+—————————+——————————+———————+—————+ | 4|Налог на жилье | 1,50% | 540 000| 1,5 | 4,7| +——+——————————————————————————+—————————+——————————+———————+—————+ | 5|Налог на имущество | 2% | 360 000| 1,0 | 3,2| +——+——————————————————————————+—————————+——————————+———————+—————+ | 6|Налог на владельцев | | 360| 0 | 0 | | |автотранспортных средств | | | | | +——+——————————————————————————+—————————+——————————+———————+—————+ | 7|Налог на приобретение | | 25 200| 0,1 | 0,2| | |автотранспортных средств | | | | | +——+——————————————————————————+—————————+——————————+———————+—————+ | 8|Налог на рекламу | 5% | 21 600| 0,1 | 0,2| +——+——————————————————————————+—————————+——————————+———————+—————+ | 9|Налог на образование | 1% | 25 200| 0,1 | 0,2| +——+——————————————————————————+—————————+——————————+———————+—————+ |10|Пенсионный фонд | 28% | 644 000| 1,8 | 5,6| +——+——————————————————————————+—————————+——————————+———————+—————+ |11|Медицинское страхование | 3,60% | 68 400| 0,2 | 0,6| +——+——————————————————————————+—————————+——————————+———————+—————+ |12|Фонд занятости | 1,50% | 28 800| 0,1 | 0,3| +——+——————————————————————————+—————————+——————————+———————+—————+ |13|Социальное страхование | 5,40% | 82 800| 0,2 | 0,7| +——+——————————————————————————+—————————+——————————+———————+—————+ | |Сумма | |11 426 360| 31,8 |100 | L——+——————————————————————————+—————————+——————————+———————+—————— На основе плана налоговых выплат коммерческая организация разрабатывает налогово - платежный календарь. Анализ показал, что введение в финансовую практику платежного календаря позволяет высвободить оборотные средства на сумму, эквивалентную 4 млн долл. США (36% годового дохода), уменьшить общую величину налоговых выплат на сумму 2,6 млн долл. и таким образом уменьшить налоговое бремя с 31,8% до 25% от выручки. Одним из важных элементов налогового планирования, по нашему мнению, является мониторинг действующих льгот по налогам, одновременно целесообразно вести анализ возможностей их применения на данном этапе развития организации. Необходимость проведения мониторинга действующих льгот рассмотрим на примерах наиболее важных из них. Это льготы по налогообложению прибыли в части капитальных вложений, льготы по налогу на имущество, а также льготы, устанавливаемые органами субъектов Федерации для стимулирования развития отдельных сфер экономики и решения социальных задач. Порядок применения льгот по налогам, связанным с капитальными вложениями, предусматривает уменьшение облагаемой прибыли на суммы фактически произведенных затрат и расходов, направленных на финансирование капитальных вложений за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций. При этом учитываются фактически произведенные затраты за вычетом сумм износа. При использовании данной льготы следует учитывать, что в соответствии с п.7 ст.6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О налоге на прибыль предприятий и организаций" эта льгота не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%. Кроме того, если в течение двух лет с момента получения льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, организация реализовала или безвозмездно передала основные средства и объекты, не завершенные строительством, при приобретении и сооружении которых предприятию была предоставлена льгота по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению на остаточную стоимость этих основных средств или произведенных затрат по объектам незавершенного строительства в пределах сумм предоставленной льготы. Это положение не действует при ликвидации или списании основных средств в связи с экономической нецелесообразностью их дальнейшего использования. По этим причинам возникает необходимость постоянно вести оценку правильности применения льгот и обоснованности их использования в течение длительного времени. Оценка выгод от реализации имущества, состоящих в получении дополнительных доходов и уменьшении налога на имущество, должна производиться в увязке с учетом потерь от уменьшения амортизационных отчислении, а также потерь, связанных с восполнением льготы. Современное производство не может существовать без развития инфраструктуры. Зачастую организации несут значительные расходы на уличное освещение, очистные сооружения, оборудование по обслуживанию жилищно - коммунального хозяйства, подъездные пути и автодороги, объекты пожарной безопасности, линии связи и т.д. В современной практике сложился стереотип о необходимости "избавления" от этих капиталоемких фондов, поскольку их содержание требует определенных эксплуатационных затрат. При этом не учитывается целый ряд выгод от наличия этих средств на балансе организации. К ним относятся льготы по налогу на имущество, наличие амортизационных отчислений как источника капитальных вложений, сохранение привлекательности организации для инвесторов с точки зрения инфраструктуры и размеров активов организации. Для эффективного использования льгот целесообразно обеспечить раздельный учет указанного имущества. Учитывая специфику организации, финансовая служба, осуществляющая налоговое планирование, на основе комплексного анализа основных финансовых параметров вырабатывает оптимальный график приобретения оборудования и ввода его в эксплуатацию. Процесс выработки решения о приобретении оборудования и ввода его в эксплуатацию осуществляется с учетом ключевых финансовых показателей деятельности организации прошлых лет. Рассчитываются варианты ожидаемой выручки, величины активов, оборачиваемости. Таким образом формируются критерии разработки инвестиционной политики с точки зрения ее соответствия налоговой политике: соответствие темпов роста объема реализации темпам роста капитальных вложений, период освоения капитальных вложений, возможность использования льготы по налогу на прибыль. Налоговый учет, являющийся составной частью налоговой политики, обеспечивает ее реализацию. По нашему мнению, налоговый учет - это система сбора и обработки всей информации по производственной и непроизводственной деятельности организации для правильного исчисления и оптимизации налоговых обязательств. Из этого определения следует, что налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между государством и организацией. Способы и методы ведения налогового учета должны использоваться в течение всего года с поправкой на изменения в законодательстве. Отличие налогового учета от бухгалтерского заключается в том, что налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения. Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения. Необходимость налогового учета определена тем, что система бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы. Например, объектом исчисления НДС являются обороты по реализации товаров, услуг. В то же время в налогооблагаемую базу по НДС включаются суммы, полученные от других организаций: авансы, штрафы, пени и т.п. Балансовые счета и бухгалтерские регистры не предназначены, например, для расчета такого комплексного показателя, как НДС. Это, естественно, создает трудности при расчете налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет. Ведение налогового учета наряду с бухгалтерским является объективной необходимостью и потребностью каждой организации, которая заинтересована в снижении собственных расходов законным путем. Лишь совместное использование средств бухгалтерского и налогового учета обеспечивает реализацию оптимальной налоговой политики организации.
Подписано в печать Н.В.Щеглова 10.02.2000 ЗАО "МТК - Телеком"
г. Москва
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |