![]() |
| ![]() |
|
Статья: О Постановлении Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации статьи 71 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" ("Финансовая газета", 1999, N 45)
"Финансовая газета", N 45, 1999
О ПОСТАНОВЛЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТАТЬИ 71 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1999 ГОД"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 N 1033 "О мерах по реализации статьи 71 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено направлять в 1999 г. 10% сумм, причитающихся к перечислению природопользователями в государственные экологические фонды, в доход Федерального экологического фонда Российской Федерации на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения, а оставшуюся сумму перечислять согласно действующему порядку в территориальные государственные экологические фонды. Следует, однако, отметить, что по Закону РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 (в ред. от 21.02.1992, от 02.06.1993) "Об охране окружающей природной среды" 10% платежей организации вносят непосредственно в федеральный бюджет, а 90% - в экологические фонды. В соответствии с этим порядком в Федеральный экологический фонд отчисления направлялись уже самими экофондами, а не природопользователями. Учитывая определенное изменение механизма перечисления платежей за загрязнение природной среды, внесенное Постановлением N 1033, некоторые налогоплательщики поняли его таким образом, что при расчете с федеральным бюджетом организации направляют средства только в Федеральный экологический фонд, а направляемая ими ранее напрямую в доход федерального бюджета часть платежей теперь перечисляется в территориальные экологические фонды. Однако этот вывод ошибочен. Во-первых, следует иметь в виду, что Постановление N 1033 не изменяет существенным образом действующий порядок распределения средств между федеральным бюджетом, Федеральным экологическим фондом и территориальными экологическими фондами, установленный Законом N 2060-1. Во-вторых, как видно из самого названия данного Постановления, оно, не затрагивая других статей Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", реализует только положение ст.71 этого Закона о перечислении в Федеральный экологический фонд тех 10% отчислений от сумм, которые перечислялись ранее природопользователями в экологические фонды.
Соответственно другая часть средств от платы за загрязнение природной среды, перечисляемых организациями непосредственно в бюджет, также продолжает поступать в него. Статьями 11 и 19 Закона N 36-ФЗ предусмотрено, что доходы федерального бюджета на 1999 г. формируются в том числе за счет платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду в размере 10% доходов. В суммовом выражении это составляет 275,0 млн руб. В ст.71, где речь идет об отдельном учете формирования доходов Федерального экологического фонда, сумма составляет 137 млн руб. Принятие Постановления N 1033 связано с тем, что в Положении о Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических фондах на территории Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1992 N 442, не было предусмотрено консолидирование средств указанного Фонда в федеральном бюджете. В соответствии с п.2 Постановления N 1033 исключен п.33 графика подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.03.1999 N 327 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год". Однако именно в п.33 и предусматривалось внесение изменений в Положение о Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических фондах на территории Российской Федерации. Отсутствие таких поправок означает, что в настоящее время действуют два нормативных акта Правительства Российской Федерации, по-разному регулирующие порядок поступления средств в Федеральный экологический фонд: из территориальных экологических фондов; непосредственно от природопользователей. Учитывая это, по нашему мнению, необходимо вернуться к вопросу о поправках в Постановление N 442, а также переработать соответствующим образом и Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды, утвержденный Письмом Минфина России (от 22.12.1992 N 9-5-12) и Минприроды России (от 21.12.1992 N 04-04/72-6344). Далее целесообразно отдельно рассмотреть вопрос о механизме контроля за поступлением платежей в Федеральный экономический фонд в связи с изменением порядка формирования его средств. Ранее контроль за своевременным перечислением платежей за загрязнение природной среды, поступающих во внебюджетные экологические фонды регионов, осуществляли территориальные органы Госкомэкологии России. А полное и своевременное перечисление средств в Федеральный фонд контролировала практически одна Дирекция этого Фонда. Отметим, что в принятом еще в 1998 г. совместном Приказе Госкомэкологии России и Госналогслужбы России от 04.02.1998 N 64, от 05.02.1998 N АП-3-04/19 "Об усилении взаимодействия государственных налоговых органов и государственных природоохранных органов" уже предусматривался контроль налоговыми органами за правильным и своевременным исчислением и поступлением платежей в экологические фонды, включая Федеральный экологический фонд Российской Федерации, консолидированные в бюджет, с привлечением в необходимых случаях территориальных природоохранных органов. Сам же Федеральный экологический фонд был консолидирован в бюджете еще с 1997 г. (см. ст.8 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" в ред. от 09.01.1998 N 12-ФЗ). Однако, учитывая, что платежи в этот Фонд в 1997 - 1998 гг. поступали, как уже указывалось выше, через систему региональных экологических фондов, налоговые органы практически не контролировали эту часть поступлений. Участие этих органов в контроле за определенными поступлениями экологических платежей в бюджет предусматривалось Порядком направления 10% платы за загрязнение окружающей природной среды в доход Федерального бюджета Российской Федерации, утвержденным 03.03.1993 Минприроды России (N 4-15/61-638), Минфином России (N 19) и Госналогслужбой России (N ВГ-6-2/10). В настоящее же время, учитывая Постановление Правительства Российской Федерации N 1033, а также нормы указанного выше совместного Приказа о взаимодействии Госкомэкологии России и Госналогслужбы России, налоговые органы при проверке порядка уплаты организациями платежей за загрязнение природной среды вправе контролировать поступление этих платежей как в федеральный бюджет, так и в Федеральный экологический фонд. В заключение отметим, что, хотя Постановление N 1033 и не изменяет существенным образом процентного соотношения в распределении средств между федеральным бюджетом, Федеральным экологическим фондом и территориальными экологическими фондами, в реальном исчислении сумма поступающих в бюджет платежей должна несколько увеличиться. Приведем условный пример.
По прежнему порядку природопользователь перечислял в бюджет 1000 руб., т.е. 10% общей суммы начисленной платы в 10 000 руб., а в территориальный экологический фонд - 9000 руб. (90%). Из них в Федеральный экологический фонд поступало 900 руб. (10% от 9000 руб.). Общая сумма консолидированного бюджета составляла 1900 руб. (1000 + 900). По новому порядку природопользователь перечисляет в бюджет также 1000 руб. (10%) из общей суммы начисленной платы в 10 000 руб., плюс еще раз те же 10% уже для Федерального фонда. Итого сумма консолидированного бюджета составляет 2000 руб. Таким образом, поступления потенциально должны увеличиться на 5%.
Подписано в печать В.Пашин 05.11.1999 Советник налоговой службы
I ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |