Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Финансирование организаций путем предоставления бюджетного кредита (Окончание) ("Финансовая газета", 1999, N 44)



"Финансовая газета", N 44, 1999

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ПУТЕМ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА

(Окончание. Начало см. "Финансовая газета",

N N 40, 41, 43, 1999)

В договоре о предоставлении бюджетного кредита предусматривается, что сумма бюджетного кредита считается возвращенной ее получателем не в момент зачисления соответствующих денежных средств на банковский счет Главного управления федерального казначейства, как это определено диспозитивной нормой ст.810 ГК РФ, а так, как это установлено ст.40 БК РФ. Согласно указанной статье неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в федеральный бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации. Денежные средства считаются зачисленными в доход федерального бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет Главного управления федерального казначейства.

В соответствии с БК РФ Минфин России требует от получателя бюджетного кредита предоставления в качестве обеспечения обязательств поручительство, банковскую гарантию или залог имущества. Договор поручительства заключается между кредитором и поручителем и обязывает поручителя отвечать за исполнение должником обязательств перед кредитором полностью или в части. Кроме того, договор поручительства устанавливает, при наступлении каких обстоятельств, каким образом и какие суммы поручитель должен уплатить кредитору.

Поручительство прекращается в случае изменения обязательства, основанного на кредитном договоре, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего, а также с переводом на другое лицо долга по обеспеченному поручительством обязательству, если поручитель не дал кредитору согласия отвечать за нового должника. Кроме того, поручительство прекращается по истечении указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано, или в иные сроки и при иных условиях, указанных в ГК РФ.

В договоре поручительства целесообразно предусматривать, что поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, что и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных нарушением должником договорных обязательств, а также то, что поручитель и должник отвечают солидарно, не устанавливая их субсидиарную ответственность. В противном случае в соответствии со ст.399 ГК РФ Минфин России не вправе требовать удовлетворения своего требования к получателю бюджетного кредита от поручителя, несущего субсидиарную ответственность, если это требование может быть удовлетворено путем бесспорного взыскания средств с основного должника. Напомним, что таким правом в отношении средств федерального бюджета Минфин России обладает в силу закона.

Банковская гарантия - это письменное обязательство гаранта уплатить по письменному требованию кредитора заранее оговоренную денежную сумму. Гарантом может выступать только банк или иное кредитное учреждение, имеющее лицензию Банка России, либо страховая организация, имеющая соответствующую лицензию. Требование кредитора об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть предъявлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана, с приложением указанных в гарантии документов. Обязательство гаранта ограничивается уплатой денежной суммы, на которую выдана банковская гарантия. В соответствии с диспозитивной нормой ст.377 ГК РФ ответственность гаранта перед кредитором за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательства по банковской гарантии не ограничивается денежной суммой, на которую выдана гарантия.

В договоре о залоге должны быть указаны предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом. В нем должно также содержаться указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество. Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме.

Договор об ипотеке, а также договор о залоге движимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен, подлежат нотариальному удостоверению.

Договор об ипотеке должен быть зарегистрирован в порядке, установленном для регистрации сделок с соответствующим имуществом. Несоблюдение формы договора, а также правил нотариального удостоверения договора и регистрации договора об ипотеке влечет недействительность договора о залоге.

Выбытие предмета залога из владения залогодателя, нарушение залогодателем правил о замене предмета залога, утрата предмета залога, если залогодатель не воспользовался правом восстановить предмет залога или заменить его другим равноценным имуществом, дают право залогодержателю потребовать досрочного исполнения обеспеченного залогом обязательства. В случае нарушения залогодателем правил о содержании, сохранении и распоряжении заложенным имуществом и неудовлетворения требования о досрочном исполнении обеспеченного залогом обязательства залогодержатель вправе обратить взыскание на предмет залога.

С переводом на другое лицо долга по обязательству, обеспеченному залогом, залог прекращается, если залогодатель не дал кредитору согласия отвечать за нового должника.

Страхование не относится к мерам по обеспечению обязательств, однако оно может использоваться в целях предотвращения возможных потерь средств федерального бюджета. Кредитный договор может содержать условие, при котором должник должен заключить в пользу Минфина России договор страхования возврата данного бюджетного кредита. Указанный договор может быть расторгнут или изменен без согласия кредитора по кредитному договору только до того момента, когда последний выразит страховщику свое намерение воспользоваться правом на выплату страхового возмещения в случае, если должник своевременно не погасит бюджетный кредит, как это установлено ст.430 ГК РФ.

Значение, придаваемое законодателем обеспечению исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, обязывает кредитора принимать действенные меры по предотвращению прекращения обеспечения до полного исполнения условий кредитного договора. Такими мерами, например, могут быть проверки финансово - хозяйственной деятельности получателя бюджетного кредита, оценка финансового состояния поручителя, гаранта или залогодателя (третьего лица), проверки достаточности обеспечения по кредиту, наличия и (или) надлежащей сохранности предметов залога, требование в необходимых случаях предоставления дополнительного обеспечения по кредитному договору, страхование заложенного имущества от рисков утраты и повреждения за счет залогодателя в полной его стоимости или на сумму не ниже размера требования. В случае переоформления бюджетного кредита в установленном порядке (продления срока предоставления, увеличения суммы относительно первоначальной, изменения процентной ставки, изменения вида обеспечения) вносятся соответствующие изменения в условия договоров залога, поручительства, банковской гарантии, которые оформляются дополнительными соглашениями. При страховании заложенного имущества кредитор вправе ограничить свободу выбора партнера при заключении договора страхования и определить страховщика, с которым получатель бюджетного кредита - залогодатель должен заключить указанный договор.

Кредитные обязательства, характеризующиеся доверием управомоченного лица к должнику, не исключают контроля за действиями должника в связи с передачей денежных средств федерального бюджета при отсутствии немедленного встречного предоставления. Осуществление повседневного контроля за исполнением условий кредитного договора и финансовым состоянием заемщика с использованием оговоренных в кредитном договоре прав кредитора направлено на своевременное погашение бюджетного кредита и уплату процентов.

В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения должником обязательств, возникших из кредитного договора, Минфин России применяет санкции, предусматривающие принудительное осуществление тех действий, которые должник должен был совершить в силу возложенной на него обязанности. В частности, за использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям кредитного договора, в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях налагается штраф на руководителей получателя бюджетного кредита, изымаются в бесспорном порядке бюджетные средства, используемые не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления применяются в установленном порядке уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

За невозврат либо несвоевременный возврат средств бюджетного кредита, неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов за пользование средствами бюджетного кредита применяются аналогичные санкции, а также взыскивается пеня за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, и за просрочку уплаты процентов за пользование указанными средствами федерального бюджета в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Кроме того, невозврат заемщиком денежных средств бюджетного кредита влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из федерального бюджета, в том числе, предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в федеральный бюджет.

Подписано в печать А.Киреев

29.10.1999 Заместитель руководителя

Правового департамента

Минфина России

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Комментарии к Правилу (стандарту) аудиторской деятельности "Проверка прогнозной финансовой информации" ("Финансовая газета", 1999, N 44) >
Статья: Особенности учета и налогообложения грантов (Начало) ("Финансовая газета", 1999, N 44)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.