|
|
Статья: Шведский опыт - для российского бизнеса (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 43)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 43, 1999
ШВЕДСКИЙ ОПЫТ - ДЛЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА
(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N N 40, 41, 42, 1999)
Восьмое заседание совета директоров посвящено стратегическому анализу. Это обобщающее заседание, на нем используется и построенный ранее "профиль" фирмы, и результаты анализа конкурентных преимуществ, анализа клиентов и поставщиков. Впрочем, результаты стратегического анализа (они приведены в таблице) не являются итогом работы этого совета директоров.
————————————————————————————————T————————————————————————————————¬
| Сильные стороны | Слабые стороны |
+———————————————————————————————+————————————————————————————————+
|хорошая репутация фирмы у |устаревшее оборудование |
|покупателей |низкая прибыльность |
| | |
|высокая квалификация |слабое отслеживание процесса |
|работников |выполнения стратегии |
| | |
|известность на рынке |внутрипроизводственные проблемы |
| | |
|компетентность руководства |отставание в области |
| |исследований и разработок |
|наличие финансовых ресурсов | |
| |недостаточное знание рынка и |
|защищенность от сильного |новинок рынка |
|конкурентного давления | |
| | |
|технологическое превосходство | |
| | |
|преимущества в области издержек| |
+———————————————————————————————+————————————————————————————————+
| Возможности | Угрозы |
+———————————————————————————————+————————————————————————————————+
|выход на новые рынки или |возможность появления новых |
|сегменты рынка |конкурентов |
| | |
|расширение производственных |рост продаж замещающего продукта|
|возможностей | |
| |замедление роста рынка |
|расширение ассортимента | |
|продукции |неблагоприятная политика |
| |правительства |
|выпуск сопутствующих продуктов | |
| |возрастание роли поставщиков |
| | |
|ослабление конкурирующих |изменение потребностей и вкуса |
|фирм |покупателя |
| | |
|ускорение роста рынка |неблагоприятные демографические |
| |изменения |
L———————————————————————————————+—————————————————————————————————
Важна не констатация фактов (это хорошо, это плохо), а действия, которые следует предпринять, например, в рамках использования возможностей и сильных сторон или для того, чтобы отразить угрозы и сделать слабые стороны сильными. Поэтому основными выделенные в итоговой таблице будут клетки.
——————————————T—————————————————————T————————————————————————————¬
| | Сильные стороны | Слабые стороны |
+—————————————+—————————————————————+————————————————————————————+
| | | |
+—————————————+—————————————————————+————————————————————————————+
| Возможности | Стратегические | Стратегические |
| | действия | действия |
+—————————————+—————————————————————+————————————————————————————+
| |Как использовать |Как использовать возможности|
| |сильные стороны и |при наличии слабых сторон? |
| |возможности? | |
+—————————————+—————————————————————+————————————————————————————+
| Угрозы | Стратегические | Стратегические |
| | действия | действия |
+—————————————+—————————————————————+————————————————————————————+
| |Как отразить угрозы |Что делать, если наложатся |
| |за счет сильных |слабые стороны и угрозы? |
| |сторон? |Может быть, кардинально |
| | |изменить бизнес? |
L—————————————+—————————————————————+—————————————————————————————
К девятому заседанию совета директоров участники программы уже имеют достаточно информации и опыта для того, чтобы сформулировать бизнес - миссию и цели своей фирмы (цели обычно формулируются на год и располагаются в порядке убывания значимости). И здесь помогают простые и удобные форматы:
———————————————T————————————————T——————————————T—————————————————¬
| Мои личные | Мои | Намерения | Мои намерения |
| намерения | намерения | фирмы | по поводу |
| | по поводу | | взаимоотношений |
| | фирмы | | между мной |
| | | | и фирмой |
+——————————————+————————————————+——————————————+—————————————————+
| Мои | Мои действия | Действия | Мои действия |
| действия | для достижения | фирмы для | для |
| для | намерений | достижения | достижения |
| достижения | | ее | намерений |
| намерений | | намерений | |
+——————————————+————————————————+——————————————+—————————————————+
| Что | Что является | Что | Что является |
| является | подтверждением | является | подтверждением |
|подтверждением| достижения |подтверждением| достижения |
| достижения | намерений | достижения | намерений |
| намерений | | намерений | |
L——————————————+————————————————+——————————————+——————————————————
Бизнес - миссия, получающаяся в результате работы, может выглядеть так:
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬
|Для клиентов |
+————————————————————————————————————————————————————————————————+
|Мы поможем вам эффективнее и результативнее использовать свою |
|силу, устранить слабости, найти и использовать те шансы и |
|возможности, которые ежедневно предоставляет вам жизнь |
+————————————————————————————————————————————————————————————————+
|Для сотрудников |
+————————————————————————————————————————————————————————————————+
|Помогая различным бизнесам осмысливать себя и развиваться, вы |
|тем самым развиваетесь и сами. Возможность работать в различных |
|направлениях с фирмами из разных отраслей делает вас |
|универсальными, ценными и нужными специалистами (организаторами)|
+————————————————————————————————————————————————————————————————+
|Для себя |
+————————————————————————————————————————————————————————————————+
|Наиболее полная реализация накопленных знаний, опыта, имеющихся |
|и развитых способностей для помощи клиентам и сотрудникам в их |
|стремлении к саморазвитию и самореализации |
L—————————————————————————————————————————————————————————————————
Далее формулируются конкретные измеримые цели (естественно, согласующиеся с выработанной миссией) в таких областях, как "Финансы", "Маркетинг", "Персонал", "Производство", "Управление", "Личные цели". Десятое заседание совета директоров посвящено выработке корпоративной стратегии. Цели этого заседания: оценить стратегическую позицию фирмы в настоящее время; определить желаемую стратегическую позицию фирмы (исходя из бизнес - миссии и поставленных целей); выявить набор стратегических альтернатив развития фирмы; сформулировать корпоративную стратегию фирмы и определить, какие стратегические действия необходимы для ее реализации. Одиннадцатое заседание подводит итоги предыдущих десяти, позволяет интегрировать уже накопленные результаты.
———————————————————T————————T————————T————————T——————————————————¬
| | Шаг | Шаг | Шаг | |
| | 1 | 2 | 3 | |
+——————————————————+————————+————————+————————+——————————————————+
|Мой бизнес | | | |Мой бизнес |
|сегодня | | | |через год |
|1. _______________| | | |1. _______________|
|__________________| | | |__________________|
|__________________| | | |__________________|
|2. _______________| | | |2. _______________|
|__________________| | | |__________________|
|__________________| | | |__________________|
|3.________________| | | |3. _______________|
|__________________| | | |__________________|
|__________________| | | |__________________|
L——————————————————+————————+————————+————————+———————————————————
Двенадцатое заседание посвящено выделению бизнес - единиц в структуре фирмы и стратегиям этих бизнес - единиц (которая тесно увязывается с уже проработанной матрицей "Продукт - Рынок"). На тринадцатом, заключительном в блоке "Стратегия", заседании совета директоров (оно проводится уже после завершения семинара, в период между блоками и длится 4 часа и более) рассматриваются конкретные документы, подготовленные по результатам семинара: Приказ о разработке стратегического плана компании; Приказ об утверждении миссии компании и корпоративного кредо; Положение о (временной) организационной структуре; Положение о бизнес - единице; Приказ об утверждении единого формата стратегического плана; Приказ об утверждении корпоративного стратегического плана; Приказ об утверждении стратегических планов по функциональным направлениям; Приказ об утверждении плана стратегических действий и изменений и т.д.
(Продолжение см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 44, 1999)
Подписано в печать И.Г.Альтшулер 22.10.1999 Вице - президент Нижегородской гильдии
профессиональных консультантов Ю.Б.Рубцов Директор консалтинговой группы "SCORE" г. Нижний Новгород
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |