Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Бухгалтерский учет в садоводческих объединениях (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 43)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 43, 1999

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В САДОВОДЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета.

Региональный выпуск", N N 41, 42, 1999)

Особое место в перечне налогов, которые садоводческое объединение уплачивает в процессе уставной деятельности, занимает НДС. Как следует из п.1 ст.2 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями от 10.02.1999), средства на целевое финансирование некоммерческих организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью, НДС не облагаются. Это следует также из пп."и" п.10 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (в ред. от 19.07.1999). Однако в соответствии с пп."а" п.2 и п.5 этой же Инструкции в том случае, если предприятие любой формы собственности имеет оборот по реализации материальных ценностей, то этот оборот облагается НДС. В садоводческом объединении в рамках уставной деятельности такой оборот возможен при разовой реализации ненужного имущества. Такая реализация не является предпринимательской деятельностью.

Согласно ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации под предпринимательской понимают самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (систематической следует считать реализацию, которая происходит чаще одного раза в год).

Таким образом, если объединение один раз в год продает ненужное имущество, то этот процесс сопровождается начислением НДС и определением финансового результата. При этом налог на прибыль не начисляется, поскольку данная операция не является коммерческой.

Пример. Садоводческое объединение приобрело за наличный расчет через подотчетное лицо для уставных целей материалы. В конце года их ненужный остаток объединение реализовало по договорной цене.

Приобретение общего количества ценностей в бухгалтерском учете садоводческого объединения было оформлено следующим образом:

Д-т 71, К-т 50 - выдача денежных сумм подотчетному лицу;

Д-т 10, К-т 71 - приемка ценностей по учетной стоимости с НДС.

Использование большей части приобретенных материалов и МБП в уставных целях было отражено в бухгалтерском учете таким образом:

Д-т 20-У, К-т 10 - использование материалов на уставные цели (по учетной стоимости с НДС).

Разовая продажа остатка ценностей оформляется в бухгалтерском учете объединения следующим образом:

Д-т 48, К-т 10 - списание ценностей на реализацию по учетной стоимости с НДС;

Д-т 62, К-т 48 - предъявление счета покупателю по договорной цене;

Д-т 48, К-т 68 - начисление НДС от реализации;

Д-т 48, К-т 80-У - определение величины прибыли;

Д-т 51, К-т 62 - поступление выручки от реализации;

Д-т 68, К-т 51 - уплата НДС.

В соответствии с п.2.12 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (в ред. от 06.07.1999) прибыль от уставной деятельности садоводческих объединений налогом на прибыль не облагается.

Прибылью от уставной деятельности, на наш взгляд, можно считать:

экономию расходов по смете;

полученные штрафы за несвоевременное внесение членских взносов;

доходы от разовой реализации ненужного имущества;

проценты, полученные на расчетный счет с остаточных сумм по договору с банком за расчетно - кассовое обслуживание;

доходы от прочих операций.

Что касается сумм, получаемых от банка по договору за расчетно - кассовое обслуживание, то они не являются результатом предпринимательской деятельности и не должны облагаться налогом на прибыль в отличие от депозитных вкладов. Депозитные вклады - это элемент предпринимательской деятельности, и получаемые по ним проценты являются объектом обложения налогом на прибыль. Однако в Письме Минфина России от 07.10.1997 N 04-07-05 сказано, что "доходы, полученные от размещения временно свободных средств на счетах в банках, включаются в налогооблагаемую базу в составе внереализационных доходов и могут быть уменьшены на внереализационные расходы". Из этой формулировки видно, что в Письме речь идет именно о "размещении" денежных средств, т.е. о разновидностях депозитных вкладов. Средний остаток сумм на расчетном счете садоводческого объединения в течение отчетного периода вряд ли можно определить как специальное размещение средств.

Обычно уплачиваемые банком суммы за расчетно - кассовое обслуживание невелики, и если налоговая инспекция все же требует начисления на эти суммы налога на прибыль, то с этим следует согласиться: потери будут невелики.

Садоводческие объединения, занимающиеся уставной деятельностью, освобождены от уплаты налога на имущество. Это определено пп.7 п.3 ст.3 Федерального закона от 25.04.1995 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" и пп."з" п.5 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (в ред. от 02.04.1998) (собственники участков платят налог на имущество физических лиц, который не подлежит бухгалтерскому учету в объединении).

Плата за землю введена Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в ред. от 29.12.1998). На основании этого Закона садоводческие объединения относятся либо к плательщикам земельного налога, либо к плательщикам арендной платы за землю. Если объединение является собственником земли, землевладельцем или землепользователем, то оно обязано платить земельный налог. Если оно является арендатором земли у государственных или муниципальных органов власти, то обязано перечислять им арендную плату. Условия начисления и уплаты земельного налога и арендной платы регламентируются Инструкцией Госналогслужбы России от 17.04.1995 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (в ред. от 12.11.1998).

Согласно п.п.14, 17 Инструкции N 29 земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные для ведения садоводства, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района, а в пределах городской (поселковой) черты - в двукратном размере.

Начисление земельного налога оформляется в бухгалтерском учете при помощи проводки:

Д-т 20-У, К-т 68.

При этом следует учесть, что большая категория граждан - участников садоводческого объединения имеет льготы по налогообложению.

Согласно ст.21 Закона N 1738-1 размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются арендным договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной формах.

В Москве основанием для начисления и уплаты данных платежей служат следующие нормативные документы:

Закон г. Москвы от 16.07.1997 N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве";

Закон г. Москвы от 21.01.1998 N 1 "О ставках земельного налога";

Временное положение о земельных платежах в г. Москве, утвержденное Распоряжением вице - мэра Москвы от 31.03.1992 N 173-РВМ (в ред. от 11.01.1996 N 11-РМ);

Распоряжение мэра г. Москвы от 01.10.1996 N 347/1-РМ "О мерах экономического регулирования использования земель Москвы" (в ред. от 25.09.1998 N 980-РМ);

Распоряжение мэра г. Москвы от 26.09.1994 N 471-РМ "О плате за право заключения договора аренды земли в Москве";

Распоряжение мэра г. Москвы от 20.06.1997 N 484-РМ "О правовой и финансовой ответственности инвесторов (арендаторов) за неосвоение предоставленных земельных участков в Москве".

Арендатор в Москве должен уплатить также сбор за право заключения договора об аренде. Ставка сбора определяется Москомземом не реже одного раза в полугодие.

Согласно Письму ГНИ по г. Москве от 12.05.1997 N 11-13/9767 "О включении расходов в состав затрат" сбор за право заключения договора об аренде относится на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Это значит, что в бухгалтерском учете по начислению сбора должна быть следующая проводка:

Д-т 81-У, К-т 68 - начисление сбора за право аренды, где субсчет 81-У "Платежи в бюджет из прибыли по уставной деятельности".

Поскольку источником средств для осуществления уставной деятельности в садоводческом объединении являются только взносы пайщиков, то целесообразно сразу же после оплаты перевести эти расходы на счет 96, чтобы не менять подход к реформации баланса:

Д-т 68, К-т 51 - уплата сбора за право аренды;

Д-т 96, К-т 81-У - отнесение сбора за право аренды на смету садоводческого объединения.

Садоводческие объединения согласно п.47 Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (в ред. от 31.03.1998) являются плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств, которые приобретены путем купли - продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал. Ставка налога - 20% от стоимости транспортного средства (без НДС и акцизов). В бухгалтерском учете операции по приобретению автотранспортного средства могут быть отражены с помощью следующих проводок:

Д-т 76, К-т 96-3 - начисление целевых взносов на приобретение автотранспортного средства;

Д-т 50, 51, К-т 76 - поступление целевых взносов;

Д-т 60, К-т 51 - перечисление средств поставщику;

Д-т 08, К-т 60 - стоимость автотранспортного средства без налога на его приобретение;

Д-т 08, К-т 67 - начисление налога на приобретение автотранспортного средства;

Д-т 67, К-т 51 - уплата налога на приобретение автотранспортного средства;

Д-т 01, К-т 08 - ввод автотранспортного средства в эксплуатацию;

Д-т 96-3, К-т 88-3 - формирование фонда накопления под автотранспортное средство.

В дальнейшем расходы по налогу на приобретение автотранспортного средства списываются на счет 20-У через амортизацию основного средства и в составе общих расходов относятся на смету:

Д-т 20-У, К-т 02 - начисление амортизации на автотранспортное средство;

Д-т 96-3, К-т 20-У - отнесение расходов по амортизации основного средства на смету расходов.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в ред. от 04.05.1999) садоводческие объединения уплачивают налог с владельцев транспортных средств. Налог исчисляется по годовым ставкам, приходящимся на одну лошадиную силу двигателя транспортного средства. Ставки налога приведены в таблице.

Ставки налога с владельцев транспортных средств

     
   —————————————————————————————————————————————T————————T——————————¬
   |      Наименование объектов обложения       | Размер |  Размер  |
   |                                            |годового| годового |
   |                                            | налога,| налога в |
   |                                            |  руб.  |г. Москве,|
   |                                            |        |   руб.   |
   +————————————————————————————————————————————+————————+——————————+
   |Автомобили легковые с мощностью двигателя:  |        |          |
   |до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно     |  0,50  |   2,00   |
   |свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)            |  1,30  |   4,00   |
   |                                            |        |          |
   |Мотоциклы и мотороллеры                     |  0,30  |   1,00   |
   |                                            |        |          |
   |Автобусы                                    |  2,00  |   4,00   |
   |                                            |        |          |
   |Грузовые автомобили и тракторы с мощностью  |        |          |
   |двигателя:                                  |        |          |
   |до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно     |  2,00  |   4,00   |
   |свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55          |        |          |
   |до 110,33 кВт)                              |  4,00  |   6,00   |
   |свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33         |        |          |
   |до 147,1 кВт)                               |  4,80  |   8,00   |
   |свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1          |        |          |
   |до 183,9 кВт)                               |  5,20  |  10,00   |
   |свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)            |  7,15  |  13,00   |
   |                                            |        |          |
   |Другие самоходные машины и механизмы на     |        |          |
   |пневмоходу (кроме зерноуборочных и других   |        |          |
   |специальных сельскохозяйственных комбайнов) |  2,00  |   4,00   |
   L————————————————————————————————————————————+————————+———————————
   

В бухгалтерском учете начисление налога с владельцев транспортных средств оформляется проводкой:

Д-т 20-У, К-т 67.

Вместе с другими расходами сумма налога с владельцев транспортных средств затем списывается на смету.

Согласно пп."ж" ст.21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. от 08.07.1999) садоводческие объединения являются плательщиками целевых сборов с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно - правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели. Ставка сборов в год не может превышать 3% годового фонда оплаты труда, рассчитанного исходя из МРОТ (налоговая база исчисляется путем умножения численности работников объединения на минимальную месячную оплату труда, установленную законодательством). Начисление налога осуществляется с помощью проводки:

Д-т 80-У, К-т 68.

При этом также следует учесть, что некоторые категории граждан - членов садоводческого объединения имеют право на льготы.

(Продолжение см. "Финансовая газета. Региональный выпуск",

N 44, 1999)

Подписано в печать В.Я.Кожинов

22.10.1999 Главный бухгалтер

фирмы "Инторгсервис"

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Организация планирования, калькулирования и бухгалтерского учета затрат (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 43) >
Статья: Шведский опыт - для российского бизнеса (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 43)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.