![]() |
| ![]() |
|
Статья: Об изменениях и дополнениях к Инструкции "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 43)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 43, 1999
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ И ДОПОЛНЕНИЯХ К ИНСТРУКЦИИ "ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"
(Окончание. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 42, 1999)
Изменениями и дополнениями N 6 Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.1995 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Инструкция N 29) приведены в соответствие с Федеральным законом от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" размеры земельного налога за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота) (п.14 Инструкции N 29). Размер земельного налога в 1999 г. составляет 6 коп. за 1 кв. м. Органы местного самоуправления могут увеличить эти ставки в 2 раза, тогда за 1 кв. м площади в сельской местности надо уплачивать 12 коп.
Пример. Площади земельных участков под отдельно стоящими зданиями почты и аптеки, расположенными в сельском населенном пункте, составляют соответственно 100 и 80 кв. м. Какую сумму земельного налога следует уплатить за них в 1999 г.?
Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, взимался со всей площади земельного участка в размере 3 коп. за 1 кв. м в 1998 г. Как уже было отмечено, в 1999 г. повышающий коэффициент 2 применяется к ставкам земельного налога за все земельные участки, за исключением земель сельскохозяйственного назначения. В связи с этим за рассматриваемые в примере объекты сумма земельного налога составит 10,8 руб. ((100 кв. м х 6 коп.) + (80 кв. м х 6 коп.)). Если учесть, что органы местного самоуправления района приняли решение о повышении ставок налога (в соответствии с ч.3 ст.6 Закона Российской Федерации "О плате за землю"), сумма земельного налога составит 21,6 руб. (10,8 руб. х 2). В Изменениях и дополнениях N 6 Инструкции N 29 речь идет и о размерах налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской (поселковой) черты (п.17 Инструкции N 29). В связи с тем что в 1999 г. не предусмотрено применение повышающего коэффициента 2 к ставкам земельного налога за земли, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, земельный налог за указанные земли и находящиеся в пределах городской, поселковой черты остается на уровне ставок 1997 - 1998 гг. и устанавливается в 1999 г. в размере 6 коп. за 1 кв. м.
Пример. Огородническое товарищество "Урожай", состоящее из 100 членов, расположено в черте поселка городского типа. Площадь земельного участка - 80 000 кв. м, из них земли общего пользования - 20 000 кв. м. В том случае если выполняется условие, что все члены товарищества получили свидетельства на право собственности на землю и являются в связи с этим самостоятельными плательщиками налога, земельный налог в 1999 г. в отношении граждан за выделенные им земли устанавливается в размере 6 коп. за 1 кв. м (п.17 Инструкции N 29). Но в этом случае к землям общего пользования такого товарищества в 1999 г. применяется коэффициент 2 и земельный налог устанавливается за земли общего пользования в размере 12 коп. за 1 кв. м. В связи с этим правление товарищества рассчитает земельный налог за земли общего пользования самостоятельно и уплатит налог за эти земли 2400 руб. (20 000 кв. м х 12 коп.). За земли, на которые выданы документы членам огороднического товарищества (по 600 кв. м каждому), налогоплательщики сами могут уплатить налог в следующем размере: 600 кв. м х 6 коп.= 36 руб. Со всех членов товарищества сумма налога составит 3600 руб. (600 кв. м х 6 коп. х 100 чел.). Общая сумма земельного налога равняется 6000 руб. (2400 руб. + 3600 руб.).
Нередко возникают вопросы о порядке применения в 1999 г. коэффициента 2 к ставкам налога за земли лесного фонда при исчислении лесных податей, а также к ставкам налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог. В связи с этим напоминаем, что в Федеральном законе N 36-ФЗ нет положений о том, что увеличение ставок земельного налога в 2 раза в 1999 г. не применяется в отношении земельных участков лесного фонда. В соответствии со ст.11 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых производится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5% от платы за древесину, отпускаемую на корню. К тому же налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере 5% от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1999 N 867 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" такие минимальные ставки применяются при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и прочих рубок в лесах Российской Федерации. Указанные минимальные ставки включают налог на земли лесного фонда, который составляет 5% размера минимальной ставки (п.2 Общих положений). В соответствии со ст.14 Федерального закона N 36-ФЗ увеличены минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, в 1,4 раза. Таким образом, увеличение сумм налога за земли лесного фонда, на которых производится заготовка древесины, в связи с введением Федеральным законом N 36-ФЗ коэффициента 2 к действовавшим в 1998 г. ставкам земельного налога (ст.15) не производится. Прежде чем перейти к вопросу о применении коэффициента 2 к ставкам земельного налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, следует еще раз напомнить, что согласно ст.15 Федерального закона N 36-ФЗ ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2. В связи с этим к ставкам земельного налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, в 1999 г. применяется повышающий коэффициент 2, поскольку земли полосы отвода железных дорог не являются землями сельскохозяйственного назначения, и лишь при расчете земельного налога за полосу отвода применяется доля в размере до 25% ставки земельного налога, устанавливаемой за сельскохозяйственные угодья. Рассчитывая за 1999 г. сумму земельного налога за земли, расположенные в полосе отвода, следует сначала применить коэффициент 2 к ставкам земельного налога за земли сельскохозяйственных угодий, а затем уже к этой сумме применить долю в размере 25%.
Порядок применения повышающего коэффициента к неиспользуемым или используемым не по назначению землям
Порядок применения коэффициента 2 к ставкам земельного налога за земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, установлен Федеральным законом от 29.12.1998 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики". Основанием для взимания повышенной платы являются решения органов исполнительной власти местного самоуправления соответствующих территорий, выносимые по представлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству района, города. Такие решения должны направляться в налоговые органы в целях применения при налогообложении повышающего коэффициента к земельным участкам, не используемым по назначению. При этом основным признаком отнесения участков к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению для указанных целей является осуществление хозяйственной или иной деятельности, связанной с использованием участка, в целях, не предусмотренных правоустанавливающими документами, или в целях наряду с основной, не предусмотренной законодательством и иными нормативными актами. Неиспользование сельскохозяйственных угодий в течение трех лет, что проявляется в отсутствии признаков осуществления хозяйственной деятельности, связанной с сельскохозяйственным использованием земель, а также неиспользование участка, предназначенного для производственного, жилищного и иного строительства в течение трех лет, если иной срок не предусмотрен договором на создание объекта или законодательством, также будут являться причинами, по которым можно отнести земли к неиспользуемым по назначению.
Пример. Сельскохозяйственная организация получила в 1994 г. документ на право пользования земельным участком площадью 3000 га. Целевое его использование определено в свидетельстве на право собственности на землю, в котором указано, что площадь участка в размере 2000 га выделена организации под пашню, остальная площадь приходится на пастбища и сенокосы. Земельные участки под полевым севооборотом площадью 50 га не использовались по назначению и оказались заброшенными. Земельный налог за 1950 га площади под пашней должен уплачиваться по ставкам земельного налога, сложившимся в 1999 г., а за 50 га пашни, не используемой в течение последних трех лет, земельный налог должен быть уплачен с применением к ставкам коэффициента 2. Следует иметь в виду, что увеличение ставок земельного налога в 1999 г. в 2 раза за земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, а именно за 50 га пашни, проводится с учетом их индексации в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и федеральными законами о бюджете. Следует отметить, что в целях правильного применения коэффициента 2 к земельным участкам, используемым не по назначению, вносится дополнение к Порядку ведения списка плательщиков земельного налога, утвержденному Госкомземом России 17 октября 1995 г. по согласованию с Госналогслужбой России. Указанный Порядок дополняется еще Приложением 5 (Список юридических лиц - плательщиков земельного налога, облагаемых в двукратном размере за неиспользуемые или используемые не по целевому назначению земельные участки) и Приложением 6 (Список физических лиц - плательщиков земельного налога, облагаемых в двукратном размере за неиспользуемые или используемые не по целевому назначению земельные участки). Основанием для включения в списки по указанным формам являются решения органов исполнительной власти местного самоуправления о взимании повышенной платы за неиспользование или нецелевое использование земельных участков. В списках указываются почтовый адрес или кадастровый номер земельного участка, номер оценочной зоны или зоны градостроительной ценности, категория земель и цель использования земельного участка, а кроме того, - вид права на землю плательщика земельного налога. В списках кроме основных данных о плательщиках указываются номера первичного списка и записи в нем о плательщике, номер и дата принятия решения органа исполнительной власти местного самоуправления о взимании повышенного налога, а также площадь участка, подлежащая удвоенному налогообложению, и размер двукратной ставки налога. Графы заполняются в порядке, аналогичном применяемому для первичного списка, идентификационные номера налогоплательщиков указываются в графе по представлению их налоговыми органами.
Порядок зачисления платы за землю в доходы бюджетов Российской Федерации
Уточнен порядок зачисления земельного налога и арендной платы за землю в доходы бюджетов Российской Федерации, а также средств от продажи государственных и муниципальных земель. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (Общие положения), утвержденными Приказом Минфина России от 25.05.1999 N 38н, средства, поступающие от продажи земли в собственность граждан, а также от продажи земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий, зачисляются в доходы бюджетов Российской Федерации по коду 2040000 "Доходы от продажи земли и нематериальных активов". Арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения, за земли городов и поселков, а также за другие земли несельскохозяйственного назначения отнесена к группе "Неналоговые доходы" (код 2000000), подгруппе "Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности" (код 2010000). Зачисляется в доходы бюджетов Российской Федерации по коду 2010201 - арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения; по коду 2010202 - арендная плата за земли городов и поселков, по коду 2010203 - арендная плата за другие земли несельскохозяйственного назначения. Земельный налог отнесен к группе "Налоговые доходы" (код 1000000) в подгруппу "Платежи за пользование природными ресурсами" (код 1050000). Зачисляется в доходы бюджетов Российской Федерации по коду 1050701 земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения, по коду 1050702 - земельный налог за земли городов и поселков, по коду 1050703 - земельный налог за другие земли несельскохозяйственного назначения.
Порядок пересмотра обложения и уплаты измененных сумм земельного налога
Согласно Изменениям и дополнениям N 6 из Инструкции N 29 исключен раздел, определяющий порядок пересмотра обложения и уплаты доначисленных или уменьшенных сумм налога. Изменения связаны с принятием части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно Кодексу сумма излишне уплаченного налога засчитывается в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврата тому же налогоплательщику. А производится зачет или возврат суммы излишне уплаченного земельного налога налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму. Налоговые органы обязаны сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога при условии, что со дня обнаружения такого факта не прошло более одного месяца. Чтобы произвести зачет суммы излишне уплаченного налога и его возврат, требуется письменное заявление налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В заявлении налогоплательщик указывает, что делать с излишне уплаченной суммой налога, - возвратить ему, зачесть к уплате по другим налогам или зачесть к предстоящей уплате этого же земельного налога. При отсутствии заявления налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет данной суммы в счет недоимки по другим налогам. При отсутствии недоимки по другим налогам эта сумма будет перенесена в лицевой счет плательщика на следующий год в счет уплаты земельного налога. Если в заявлении приводится требование о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога, то налоговые органы производят возврат в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган (если в дальнейшем данное лицо перестало быть плательщиком налога в этом налоговом органе, например в случае переезда в другой регион) может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет начиная с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога налоговый орган принимает на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а суд - в порядке искового судопроизводства.
Порядок проверки расчетов по земельному налогу
Изменен порядок, в соответствии с которым осуществляются проверки расчетов по земельному налогу. Если ранее такие проверки осуществлялись на основании Методических указаний о порядке проведения документальной проверки расчетов юридических лиц по соблюдению ими налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет земельного налога (Приложение к Письму Госналогслужбы России от 13.07.1993 N НП-6-02/228), то с принятием части первой Налогового кодекса Российской Федерации при проведении проверок расчетов по налогу следует руководствоваться нормами, установленными Кодексом, используя и указанные Методические указания. Расчеты по земельному налогу проверяются при камеральной налоговой проверке, проводимой по месту нахождения налогового органа на основе налоговой декларации по земельному налогу и документов, представленных налогоплательщиком, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога, и при выездной налоговой проверке в организации государственными налоговыми инспекторами. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавшие году проведения проверки. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога. В целях выявления возможных ошибок, допущенных при составлении расчетов, необходимо выяснить, правильно ли указана площадь земельных участков по сравнению с расчетом истекшего года, правильно ли применены ставки, исчислены платежи и распределены начисленные суммы по срокам уплаты, приложены ли к расчетам справки, разработочные таблицы форм N N 1 - 4 к Инструкции N 29. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При выездной налоговой проверке с выходом на место правильность исчисления земельного налога проверяется по документам, удостоверяющим право собственности, владения или пользования земельными участками. К таким документам прежде всего относятся государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования землей, содержащие данные о площади участков земли, предоставленной в собственность, владение или пользование, об их количественной характеристике, чертеж границ этих земель, список участков с особым режимом использования земель: по санитарно - защитным зонам, землям природоохранного, водоохранного, рекреационного значения с указанием кадастрового номера участка на чертеже. Указанная форма государственного акта утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей". При проверке следует использовать и свидетельство о праве собственности на землю, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм Свидетельства о праве собственности на землю, Договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и Договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения". Далее можно принять во внимание и свидетельство на право собственности на землю, форма которого утверждена Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (в ред. Указов Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 и от 25.01.1999 N 112). В ходе проведения проверок могут использоваться в качестве контрольных материалов данные ежегодного статистического отчета формы N 22 "О наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, землевладельцам, землепользователям и собственникам", составляемого соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, а также землеотводные дела, которые ведутся управлениями архитектуры и градостроительства районов, городов. В них содержатся материалы геодезических съемок земельного участка, предоставленного землепользователю, указаны площадь территории и ее привязка, технико - экономические показатели, площадь застройки, решения органов местного самоуправления об отводе земельных участков и т.д. При отсутствии документов на землю могут использоваться списки юридических лиц - плательщиков земельного налога и арендной платы, подготовленные районными и городскими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству на основе данных государственного земельного кадастра согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 876 "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю". При проверке расчетов юридических лиц, еще не получивших документы, удостоверяющие право на землю, по согласованию с местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право, а именно решения соответствующих органов о предоставлении земель, имеющиеся чертежи, планы земельных участков и т.д. При проверке следует определить правильность применения ставок земельного налога в связи с возможным наличием объектов, подлежащих налогообложению по разным ставкам. При проверке полноты включения в расчет земельных участков, обслуживающих жилищный фонд, другие строения и сооружения, необходимо по документам первичного учета этих строений и сооружений (инвентаризационная опись, карточки, книги, оборотная ведомость к счету 01 "Основные средства") установить их наличие и местоположение. По результатам выездной налоговой проверки не позднее чем через два месяца после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен по установленной форме акт налоговой проверки. Подписывают его представители налоговых органов и руководитель проверяемой организации либо индивидуальный предприниматель либо их представители. В акте налоговой проверки должны быть указаны подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также даны выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Министерством Российской Федерации по налогам и сборам устанавливаются требования по составлению акта налоговой проверки. Порядок проведения выездных налоговых проверок и вынесения решения по ним установлен Инструкцией МНС России от 31.03.1999 N 52 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов", утвержденной Приказом МНС России N ГБ-3-16/66.
Подписано в печать Р.Г.Габбасов 22.10.1999 Советник налоговой службы
I ранга Н.В.Голубева Советник налоговой службы I ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |