Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Об изменениях и дополнениях к Инструкции "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 43)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 43, 1999

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ И ДОПОЛНЕНИЯХ К ИНСТРУКЦИИ

"ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"

(Окончание. Начало см. "Финансовая газета.

Региональный выпуск", N 42, 1999)

Изменениями и дополнениями N 6 Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.1995 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Инструкция N 29) приведены в соответствие с Федеральным законом от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" размеры земельного налога за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота) (п.14 Инструкции N 29). Размер земельного налога в 1999 г. составляет 6 коп. за 1 кв. м. Органы местного самоуправления могут увеличить эти ставки в 2 раза, тогда за 1 кв. м площади в сельской местности надо уплачивать 12 коп.

Пример. Площади земельных участков под отдельно стоящими зданиями почты и аптеки, расположенными в сельском населенном пункте, составляют соответственно 100 и 80 кв. м. Какую сумму земельного налога следует уплатить за них в 1999 г.?

Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, взимался со всей площади земельного участка в размере 3 коп. за 1 кв. м в 1998 г. Как уже было отмечено, в 1999 г. повышающий коэффициент 2 применяется к ставкам земельного налога за все земельные участки, за исключением земель сельскохозяйственного назначения. В связи с этим за рассматриваемые в примере объекты сумма земельного налога составит 10,8 руб. ((100 кв. м х 6 коп.) + (80 кв. м х 6 коп.)).

Если учесть, что органы местного самоуправления района приняли решение о повышении ставок налога (в соответствии с ч.3 ст.6 Закона Российской Федерации "О плате за землю"), сумма земельного налога составит 21,6 руб. (10,8 руб. х 2).

В Изменениях и дополнениях N 6 Инструкции N 29 речь идет и о размерах налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской (поселковой) черты (п.17 Инструкции N 29). В связи с тем что в 1999 г. не предусмотрено применение повышающего коэффициента 2 к ставкам земельного налога за земли, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, земельный налог за указанные земли и находящиеся в пределах городской, поселковой черты остается на уровне ставок 1997 - 1998 гг. и устанавливается в 1999 г. в размере 6 коп. за 1 кв. м.

Пример. Огородническое товарищество "Урожай", состоящее из 100 членов, расположено в черте поселка городского типа. Площадь земельного участка - 80 000 кв. м, из них земли общего пользования - 20 000 кв. м. В том случае если выполняется условие, что все члены товарищества получили свидетельства на право собственности на землю и являются в связи с этим самостоятельными плательщиками налога, земельный налог в 1999 г. в отношении граждан за выделенные им земли устанавливается в размере 6 коп. за 1 кв. м (п.17 Инструкции N 29). Но в этом случае к землям общего пользования такого товарищества в 1999 г. применяется коэффициент 2 и земельный налог устанавливается за земли общего пользования в размере 12 коп. за 1 кв. м. В связи с этим правление товарищества рассчитает земельный налог за земли общего пользования самостоятельно и уплатит налог за эти земли 2400 руб. (20 000 кв. м х 12 коп.). За земли, на которые выданы документы членам огороднического товарищества (по 600 кв. м каждому), налогоплательщики сами могут уплатить налог в следующем размере: 600 кв. м х 6 коп.= 36 руб. Со всех членов товарищества сумма налога составит 3600 руб. (600 кв. м х 6 коп. х 100 чел.).

Общая сумма земельного налога равняется 6000 руб. (2400 руб. + 3600 руб.).

Нередко возникают вопросы о порядке применения в 1999 г. коэффициента 2 к ставкам налога за земли лесного фонда при исчислении лесных податей, а также к ставкам налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог. В связи с этим напоминаем, что в Федеральном законе N 36-ФЗ нет положений о том, что увеличение ставок земельного налога в 2 раза в 1999 г. не применяется в отношении земельных участков лесного фонда.

В соответствии со ст.11 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых производится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5% от платы за древесину, отпускаемую на корню. К тому же налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере 5% от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1999 N 867 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" такие минимальные ставки применяются при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и прочих рубок в лесах Российской Федерации. Указанные минимальные ставки включают налог на земли лесного фонда, который составляет 5% размера минимальной ставки (п.2 Общих положений).

В соответствии со ст.14 Федерального закона N 36-ФЗ увеличены минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, в 1,4 раза. Таким образом, увеличение сумм налога за земли лесного фонда, на которых производится заготовка древесины, в связи с введением Федеральным законом N 36-ФЗ коэффициента 2 к действовавшим в 1998 г. ставкам земельного налога (ст.15) не производится.

Прежде чем перейти к вопросу о применении коэффициента 2 к ставкам земельного налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, следует еще раз напомнить, что согласно ст.15 Федерального закона N 36-ФЗ ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2. В связи с этим к ставкам земельного налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, в 1999 г. применяется повышающий коэффициент 2, поскольку земли полосы отвода железных дорог не являются землями сельскохозяйственного назначения, и лишь при расчете земельного налога за полосу отвода применяется доля в размере до 25% ставки земельного налога, устанавливаемой за сельскохозяйственные угодья. Рассчитывая за 1999 г. сумму земельного налога за земли, расположенные в полосе отвода, следует сначала применить коэффициент 2 к ставкам земельного налога за земли сельскохозяйственных угодий, а затем уже к этой сумме применить долю в размере 25%.

Порядок применения повышающего коэффициента

к неиспользуемым или используемым

не по назначению землям

Порядок применения коэффициента 2 к ставкам земельного налога за земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, установлен Федеральным законом от 29.12.1998 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики". Основанием для взимания повышенной платы являются решения органов исполнительной власти местного самоуправления соответствующих территорий, выносимые по представлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству района, города. Такие решения должны направляться в налоговые органы в целях применения при налогообложении повышающего коэффициента к земельным участкам, не используемым по назначению. При этом основным признаком отнесения участков к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению для указанных целей является осуществление хозяйственной или иной деятельности, связанной с использованием участка, в целях, не предусмотренных правоустанавливающими документами, или в целях наряду с основной, не предусмотренной законодательством и иными нормативными актами. Неиспользование сельскохозяйственных угодий в течение трех лет, что проявляется в отсутствии признаков осуществления хозяйственной деятельности, связанной с сельскохозяйственным использованием земель, а также неиспользование участка, предназначенного для производственного, жилищного и иного строительства в течение трех лет, если иной срок не предусмотрен договором на создание объекта или законодательством, также будут являться причинами, по которым можно отнести земли к неиспользуемым по назначению.

Пример. Сельскохозяйственная организация получила в 1994 г. документ на право пользования земельным участком площадью 3000 га. Целевое его использование определено в свидетельстве на право собственности на землю, в котором указано, что площадь участка в размере 2000 га выделена организации под пашню, остальная площадь приходится на пастбища и сенокосы. Земельные участки под полевым севооборотом площадью 50 га не использовались по назначению и оказались заброшенными. Земельный налог за 1950 га площади под пашней должен уплачиваться по ставкам земельного налога, сложившимся в 1999 г., а за 50 га пашни, не используемой в течение последних трех лет, земельный налог должен быть уплачен с применением к ставкам коэффициента 2. Следует иметь в виду, что увеличение ставок земельного налога в 1999 г. в 2 раза за земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, а именно за 50 га пашни, проводится с учетом их индексации в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и федеральными законами о бюджете.

Следует отметить, что в целях правильного применения коэффициента 2 к земельным участкам, используемым не по назначению, вносится дополнение к Порядку ведения списка плательщиков земельного налога, утвержденному Госкомземом России 17 октября 1995 г. по согласованию с Госналогслужбой России. Указанный Порядок дополняется еще Приложением 5 (Список юридических лиц - плательщиков земельного налога, облагаемых в двукратном размере за неиспользуемые или используемые не по целевому назначению земельные участки) и Приложением 6 (Список физических лиц - плательщиков земельного налога, облагаемых в двукратном размере за неиспользуемые или используемые не по целевому назначению земельные участки). Основанием для включения в списки по указанным формам являются решения органов исполнительной власти местного самоуправления о взимании повышенной платы за неиспользование или нецелевое использование земельных участков. В списках указываются почтовый адрес или кадастровый номер земельного участка, номер оценочной зоны или зоны градостроительной ценности, категория земель и цель использования земельного участка, а кроме того, - вид права на землю плательщика земельного налога. В списках кроме основных данных о плательщиках указываются номера первичного списка и записи в нем о плательщике, номер и дата принятия решения органа исполнительной власти местного самоуправления о взимании повышенного налога, а также площадь участка, подлежащая удвоенному налогообложению, и размер двукратной ставки налога. Графы заполняются в порядке, аналогичном применяемому для первичного списка, идентификационные номера налогоплательщиков указываются в графе по представлению их налоговыми органами.

Порядок зачисления платы за землю

в доходы бюджетов Российской Федерации

Уточнен порядок зачисления земельного налога и арендной платы за землю в доходы бюджетов Российской Федерации, а также средств от продажи государственных и муниципальных земель. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (Общие положения), утвержденными Приказом Минфина России от 25.05.1999 N 38н, средства, поступающие от продажи земли в собственность граждан, а также от продажи земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий, зачисляются в доходы бюджетов Российской Федерации по коду 2040000 "Доходы от продажи земли и нематериальных активов".

Арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения, за земли городов и поселков, а также за другие земли несельскохозяйственного назначения отнесена к группе "Неналоговые доходы" (код 2000000), подгруппе "Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности" (код 2010000). Зачисляется в доходы бюджетов Российской Федерации по коду 2010201 - арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения; по коду 2010202 - арендная плата за земли городов и поселков, по коду 2010203 - арендная плата за другие земли несельскохозяйственного назначения.

Земельный налог отнесен к группе "Налоговые доходы" (код 1000000) в подгруппу "Платежи за пользование природными ресурсами" (код 1050000). Зачисляется в доходы бюджетов Российской Федерации по коду 1050701 земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения, по коду 1050702 - земельный налог за земли городов и поселков, по коду 1050703 - земельный налог за другие земли несельскохозяйственного назначения.

Порядок пересмотра обложения и уплаты

измененных сумм земельного налога

Согласно Изменениям и дополнениям N 6 из Инструкции N 29 исключен раздел, определяющий порядок пересмотра обложения и уплаты доначисленных или уменьшенных сумм налога. Изменения связаны с принятием части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно Кодексу сумма излишне уплаченного налога засчитывается в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврата тому же налогоплательщику. А производится зачет или возврат суммы излишне уплаченного земельного налога налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму. Налоговые органы обязаны сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога при условии, что со дня обнаружения такого факта не прошло более одного месяца.

Чтобы произвести зачет суммы излишне уплаченного налога и его возврат, требуется письменное заявление налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В заявлении налогоплательщик указывает, что делать с излишне уплаченной суммой налога, - возвратить ему, зачесть к уплате по другим налогам или зачесть к предстоящей уплате этого же земельного налога. При отсутствии заявления налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет данной суммы в счет недоимки по другим налогам. При отсутствии недоимки по другим налогам эта сумма будет перенесена в лицевой счет плательщика на следующий год в счет уплаты земельного налога.

Если в заявлении приводится требование о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога, то налоговые органы производят возврат в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган (если в дальнейшем данное лицо перестало быть плательщиком налога в этом налоговом органе, например в случае переезда в другой регион) может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет начиная с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога налоговый орган принимает на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а суд - в порядке искового судопроизводства.

Порядок проверки расчетов по земельному налогу

Изменен порядок, в соответствии с которым осуществляются проверки расчетов по земельному налогу. Если ранее такие проверки осуществлялись на основании Методических указаний о порядке проведения документальной проверки расчетов юридических лиц по соблюдению ими налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет земельного налога (Приложение к Письму Госналогслужбы России от 13.07.1993 N НП-6-02/228), то с принятием части первой Налогового кодекса Российской Федерации при проведении проверок расчетов по налогу следует руководствоваться нормами, установленными Кодексом, используя и указанные Методические указания.

Расчеты по земельному налогу проверяются при камеральной налоговой проверке, проводимой по месту нахождения налогового органа на основе налоговой декларации по земельному налогу и документов, представленных налогоплательщиком, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога, и при выездной налоговой проверке в организации государственными налоговыми инспекторами. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавшие году проведения проверки. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога.

В целях выявления возможных ошибок, допущенных при составлении расчетов, необходимо выяснить, правильно ли указана площадь земельных участков по сравнению с расчетом истекшего года, правильно ли применены ставки, исчислены платежи и распределены начисленные суммы по срокам уплаты, приложены ли к расчетам справки, разработочные таблицы форм N N 1 - 4 к Инструкции N 29. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При выездной налоговой проверке с выходом на место правильность исчисления земельного налога проверяется по документам, удостоверяющим право собственности, владения или пользования земельными участками. К таким документам прежде всего относятся государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования землей, содержащие данные о площади участков земли, предоставленной в собственность, владение или пользование, об их количественной характеристике, чертеж границ этих земель, список участков с особым режимом использования земель: по санитарно - защитным зонам, землям природоохранного, водоохранного, рекреационного значения с указанием кадастрового номера участка на чертеже. Указанная форма государственного акта утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей". При проверке следует использовать и свидетельство о праве собственности на землю, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм Свидетельства о праве собственности на землю, Договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и Договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения". Далее можно принять во внимание и свидетельство на право собственности на землю, форма которого утверждена Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (в ред. Указов Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 и от 25.01.1999 N 112).

В ходе проведения проверок могут использоваться в качестве контрольных материалов данные ежегодного статистического отчета формы N 22 "О наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, землевладельцам, землепользователям и собственникам", составляемого соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, а также землеотводные дела, которые ведутся управлениями архитектуры и градостроительства районов, городов. В них содержатся материалы геодезических съемок земельного участка, предоставленного землепользователю, указаны площадь территории и ее привязка, технико - экономические показатели, площадь застройки, решения органов местного самоуправления об отводе земельных участков и т.д. При отсутствии документов на землю могут использоваться списки юридических лиц - плательщиков земельного налога и арендной платы, подготовленные районными и городскими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству на основе данных государственного земельного кадастра согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 876 "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю".

При проверке расчетов юридических лиц, еще не получивших документы, удостоверяющие право на землю, по согласованию с местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право, а именно решения соответствующих органов о предоставлении земель, имеющиеся чертежи, планы земельных участков и т.д.

При проверке следует определить правильность применения ставок земельного налога в связи с возможным наличием объектов, подлежащих налогообложению по разным ставкам. При проверке полноты включения в расчет земельных участков, обслуживающих жилищный фонд, другие строения и сооружения, необходимо по документам первичного учета этих строений и сооружений (инвентаризационная опись, карточки, книги, оборотная ведомость к счету 01 "Основные средства") установить их наличие и местоположение.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее чем через два месяца после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен по установленной форме акт налоговой проверки. Подписывают его представители налоговых органов и руководитель проверяемой организации либо индивидуальный предприниматель либо их представители. В акте налоговой проверки должны быть указаны подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также даны выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Министерством Российской Федерации по налогам и сборам устанавливаются требования по составлению акта налоговой проверки. Порядок проведения выездных налоговых проверок и вынесения решения по ним установлен Инструкцией МНС России от 31.03.1999 N 52 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов", утвержденной Приказом МНС России N ГБ-3-16/66.

Подписано в печать Р.Г.Габбасов

22.10.1999 Советник налоговой службы

I ранга

Н.В.Голубева

Советник налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налоговые льготы при выполнении НИОКР ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 43) >
Статья: Строительные, проектные и жилищно - коммунальные организации: расчеты по оплате труда (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 43)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.