Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Финансирование организаций путем предоставления бюджетного кредита (Продолжение) ("Финансовая газета", 1999, N 43)



"Финансовая газета", N 43, 1999

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ПУТЕМ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА

(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета",

N N 40, 41, 1999)

Проверка финансового состояния получателя

бюджетного кредита

Финансовое состояние получателя бюджетного кредита проверяется на основании представляемой копии финансовой отчетности, принятой налоговыми органами, с использованием методики, определенной Правительством Российской Федерации. На основе проверки отчетности, представленной получателем бюджетного кредита, оценивается его финансовое состояние, в том числе его ликвидность и финансовая устойчивость.

В соответствии с Приложением 1 (система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий) к Постановлению Правительства Российской Федерации от 20.05.1994 N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" и указанным выше Письмом Банка России оценочными показателями удовлетворительности структуры баланса организации являются коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности и показатель стоимости чистых активов.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность организации оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации.

Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (итог II раздела баланса) к наиболее срочным обязательствам организации в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей (итог VI раздела баланса за вычетом строк 640, 650 и 660).

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости, и определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств (итог IV раздела баланса) и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов (итог I раздела баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (итог II раздела баланса).

Основанием для признания структуры баланса организации неудовлетворительной, а организации - неплатежеспособной является выполнение одного из следующих условий:

коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;

коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

Показатель стоимости чистых активов определяется как сумма фактической стоимости основных средств и прочих внеоборотных активов (итог I раздела баланса) и фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (итог II раздела баланса) за вычетом строк 220, 460, 510, 520, 610, 620, 630, 660 и 670. Этот показатель у акционерных обществ должен быть равен величине уставного капитала.

В соответствии со ст.35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов акционерного общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов. Если же стоимость чистых активов оказывается меньше величины минимального уставного капитала (для открытого акционерного общества - менее 1000 минимальных размеров оплаты труда на день регистрации акционерного общества, для закрытого акционерного общества - менее 100 минимальных размеров оплаты труда на день регистрации акционерного общества), акционерное общество обязано принять решение о своей ликвидации.

При расчете стоимости чистых активов получателя бюджетного кредита необходимо учитывать, что все статьи актива баланса принимаются в расчет с особенностями, изложенными в совместном Приказе Минфина России и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 05.08.1996 N 71/149 "О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ".

При исчислении стоимости чистых активов все организации, кроме бюджетных учреждений, страховых организаций и банков, руководствуются порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ (Приказ Минфина России от 12.11.1996 N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций").

Предварительная проверка финансового состояния получателя бюджетного кредита может включать:

анализ прогноза денежных потоков получателя бюджетного кредита в период действия условий кредитного договора путем сопоставления данных балансов получателя бюджетного кредита на ряд дат и определения изменений различных статей и движения фондов;

оценку будущих продаж получателя бюджетного кредита, его расходов, издержек на производство продукции, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложений и т.д.;

анализ бизнес - плана и технико - экономического обоснования кредитуемой сделки, которые должны содержать информацию о сумме и направлении использования средств, об источниках погашения кредита и процентов по нему, плана погашения кредита;

анализ своевременности выполнения получателем бюджетного кредита ранее принятых на себя обязательств.

При необходимости оценивается финансовое состояние поручителя, гаранта или залогодателя (третьего лица) на момент предоставления кредита при наличии поручительства, банковской гарантии или залога имущества.

Особенности заключения и обеспечения договора

о предоставлении бюджетного кредита

Договор о предоставлении бюджетного кредита заключается в соответствии с гл.42, другими статьями ГК РФ с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) и иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, устанавливающих бюджетные правоотношения.

Текст кредитного договора содержит прежде всего необходимые или существенные условия. Как известно, к существенным условиям указанного договора относятся размер предоставляемого бюджетного кредита, размер процентов за предоставленные средства федерального бюджета и срок возврата бюджетного кредита.

В кредитном договоре указываются и иные положения, касающиеся цели кредита, условий, порядка и сроков предоставления кредита, порядка и сроков начисления процентов на сумму кредита, а также возврата кредита и уплаты процентов, условий и форм контроля за целевым использованием бюджетных средств, обязанностей сторон, их ответственности за нарушение обязательств, обеспечения исполнения обязательств заемщика, порядка рассмотрения споров по договору и досрочного расторжения договора, реквизитов банковских счетов как кредитора, так и заемщика и др.

Условия кредитного договора предусматривают, что Минфин России обязуется перечислять заемщику предусмотренную договором сумму денежных средств со счета федерального бюджета, а получатель бюджетного кредита обязан вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки, предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита.

При заключении кредитного договора применяется процентная ставка, установленная федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Например, ст.55 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" определено, что Правительство Российской Федерации вправе осуществлять в 1999 г. финансирование на условиях возвратности и платности расходов федерального бюджета с уплатой процентов за пользование предоставленными средствами в размере одной четвертой действующей на день вступления в силу настоящего Федерального закона ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. По общему правилу задолженность организаций по обязательным платежам в бюджет взыскивается с организаций - должников в бесспорном порядке. Их обязательность обусловливает оперативность взыскания задолженности по ним путем оформления Минфином России инкассовых поручений и выставления их на счета организации - должника в обслуживающие ее кредитные организации. Инкассовые поручения этого Министерства имеют в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическую силу исполнительных документов. Это подтверждается ст.ст.165 и 284 БК РФ, согласно которым Минфин России, осуществляя бюджетные полномочия, взыскивает в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также подлежащих в установленный срок возврату в федеральный бюджет, суммы процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, а также пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, и просрочку уплаты процентов за пользование этими бюджетными средствами.

Следует иметь в виду, что если в кредитном договоре при наступлении срока погашения основной суммы кредита и процентов по нему предусмотрена возможность списания денежных средств, находящихся на банковском счете заемщика, без распоряжения владельца счета, то в соответствии со ст.854 ГК РФ аналогичное условие должно быть предусмотрено в договоре банковского счета между банком и заемщиком - владельцем счета.

Если кредитная организация привлекается для осуществления операций по предоставлению средств федерального бюджета на возвратной основе, то в свою очередь в соответствии со ст.34 Федерального закона от 10.02.1996 (в ред. от 08.07.1999) "О банках и банковской деятельности" и соглашением сторон банк обязан предпринять все предусмотренные законодательством меры для взыскания задолженности, включая начисленные проценты.

Очередность погашения требований по денежному обязательству в БК РФ не определена, поэтому, определяя условия кредитного договора об очередности погашения требований по денежному обязательству и применяя ст.319 ГК РФ, согласно которой сумма произведенного платежа, недостаточная для исполнения денежного обязательства полностью, при отсутствии иного соглашения погашает прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем - проценты, а в оставшейся части - основную сумму долга, целесообразно исходить из необходимости и своевременности полного возврата средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной и возмездной основах.

(Окончание см. "Финансовая газета", N 44, 1999)

Подписано в печать А.Киреев

22.10.1999 Заместитель руководителя

Правового департамента Минфина России

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Льготы по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации ("Финансовая газета", 1999, N 43) >
Вопрос: ...Следует ли субъектов малого предпринимательства, работающих по упрощенной системе налогообложения, с момента введения на территории субъекта РФ Закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" переводить на уплату единого налога, хотя срок действия патента еще не истек? Как быть с уже оплаченной стоимостью патента? ("Финансовая газета", 1999, N 43)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.