Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Таможенный режим экспорта товаров ("Налоговый вестник", 1999, N 11)



"Налоговый вестник", N 11, 1999

ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ

1. Содержание таможенного режима

Статья 97 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) определяет экспорт товаров как таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства их ввоза на эту территорию. Аналогичное определение экспорта содержится в Федеральном законе от 13.10.1995 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". В ст.2 указанного Закона к экспорту товаров приравниваются также отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, в частности, операции, предусматривающие закупку иностранным лицом товара у российского лица и его передачу другому российскому лицу для переработки с целью последующего вывоза переработанного товара за границу. В этой связи отметим, что в таможенном законодательстве и до принятия Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" имелись примеры расширительного толкования понятия экспорта товаров. Так, например, Указанием ГТК России от 29.12.1994 N 01-12/1645 "Об особенностях таможенного оформления товаров, полученных в результате переработки сырья, закупленного иностранными лицами на таможенной территории Российской Федерации за иностранную валюту, и вывозимых в соответствии с таможенным режимом экспорта предприятиями черной металлургии" устанавливалось, что при соблюдении перечисленных в этом Указании требований сырьевые товары после их продажи указанным лицам подлежали таможенному оформлению применительно к порядку, установленному для оформления товаров, вывозимых в соответствии с режимом экспорта.

Экспорт товаров осуществляется в соответствии с требованиями ст.ст.98, 99 ТК РФ и других законодательных актов Российской Федерации (Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон от 13.10.1995 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" и др.). Обращает на себя внимание тот факт, что в отличие от других таможенных режимов, для правового регулирования которых используется понятие "условия помещения товаров под таможенный режим", в отношении режима экспорта применяется термин "требование" (ст.98 "Требования при экспорте товаров" ТК РФ).

В ТК РФ установлены следующие требования к экспорту товаров:

- уплата вывозных таможенных пошлин и внесение иных таможенных платежей;

- соблюдение мер экономической политики;

- вывоз товаров, выпущенных в режиме экспорта за пределы российской таможенной территории в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений их состояния вследствие износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

- выполнение других требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами российского таможенного законодательства.

Важное значение для механизма правового регулирования таможенного режима экспорта имеет обеспечение подтверждения фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации. В соответствии с Распоряжением ГТК России от 24.05.1999 N 01-14/615 таможенные органы производят такое подтверждение при условии представления в таможню, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска на таможенной границе Российской Федерации, следующих документов:

1) письменного заявления с просьбой о подтверждении товара;

2) экземпляра ГТД, возвращенного декларанту после выпуска товара (так называемый возвратный экземпляр ГТД), или ее копии, заверенной руководителем и главным бухгалтером организации.

В заявлении должна содержаться следующая информация:

- наименование и количество товара;

- номер ГТД, в которой были заявлены сведения о товаре и дате его выпуска;

- наименование пункта пропуска;

- месяц и год фактического вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- сведения о транспортном средстве, на котором товар был доставлен в пункт пропуска и фактически вывезен.

Заявление подписывается руководителем организации - заявителя, ее главным бухгалтером и заверяется печатью.

Не позднее 10 дней после регистрации заявления возвратный экземпляр ГТД направляется заявителю (лично или по почте) с отметкой "Товар вывезен", заверенной личной номерной печатью сотрудника таможенного органа. Это и будет являться подтверждением факта вывоза товара. В случае если товар вывезен не полностью, на оборотной стороне возвратного экземпляра ГТД указывается фактическое количество вывезенного товара.

В соответствии с таможенным режимом экспорта вывоз товаров регулируется различными средствами и мерами, входящими в общую систему государственного регулирования внешнеторговой деятельности. К основным инструментам государственного регулирования экспорта товаров относятся:

- тарифное и налоговое регулирование;

- нетарифные средства;

- валютный контроль.

2. Тарифное и налоговое регулирование экспорта

2.1. Вывозные таможенные пошлины

Вывозные (экспортные) пошлины - это разновидность таможенных пошлин, взимаемых с товаров и транспортных средств при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с заявленным таможенным режимом. В ст.3 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-I "О таможенном тарифе" экспортные (вывозные) таможенные пошлины были отнесены к мерам оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности. В п.3 Постановления Верховного Совета РФ от 21.05.1993 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" предлагалось ограничить срок применения вывозных пошлин до 1 января 1996 г. Однако с наступлением этого срока экспортные пошлины продолжали взиматься (более того, на них приходилось больше половины всех таможенных платежей!). Принятым в конце 1995 г. Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" экспортная пошлина была "восстановлена в правах" (ст.14): "В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации... в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные пошлины". Однако уже 1 апреля 1996 г. Постановлением Правительства РФ N 479 вывозные таможенные пошлины со всех видов товаров были отменены.

Такое решение Правительства РФ преследовало в качестве одной из основных целей приведение российского законодательства в соответствие с требованиями, предъявляемыми к национальным законодательствам Всемирной торговой организацией (далее по тексту - ВТО). Без этого нельзя было бы рассчитывать на принятие России в эту организацию. Но на этом в истории с экспортными пошлинами не была поставлена точка. Финансово - экономический кризис 1998 г. заставил российское правительство в фискальных интересах вновь вернуться к практике взимания экспортных пошлин (благо упоминавшиеся законодательные нормы о вывозных таможенных пошлинах не утратили своей силы).

В январе 1999 г. Правительство РФ установило вывозные пошлины на ряд товаров в целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности. Ставки вывозных таможенных пошлин впоследствии не раз менялись (например, Постановление Правительства РФ от 03.09.1999 N 987).

Одни товары (кокс, уголь ретортный, каменно - угольный газ, смолы, некоторые виды нефти и нефтепродуктов, битум, медь и медные полуфабрикаты и изделия, никель и т.д.) облагаются адвалорными вывозными пошлинами, ставки которых устанавливаются в процентах к таможенной стоимости товаров. По другим товарам (топочные мазуты) применяются специфические ставки экспортных пошлин, т.е. ставки, исчисляемые в установленном размере за единицу веса (объема и т.д.) облагаемого товара. Наконец, в отношении третьих (природный газ, лесоматериалы, отходы и лом цветных металлов и др.) действуют комбинированные ставки, сочетающие адвалорный и специфический виды таможенного обложения.

Для расчета экспортной пошлины по адвалорным и комбинированным ставкам необходимо установить таможенную стоимость облагаемых товаров. Порядок ее определения утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1461.

Таможенную стоимость вывозимых товаров рассчитывают на основе цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт. В стоимость включают также следующие расходы, понесенные покупателем, но не входящие в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки:

1) комиссионные и брокерские вознаграждения;

2) стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами;

3) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

4) соответствующая часть стоимости предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт следующих товаров и услуг:

сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью вывозимых товаров;

инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве вывозимых товаров;

вспомогательные материалы, израсходованные при производстве вывозимых товаров;

инженерная проработка, опытно - конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, эскизы и чертежи;

5) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров;

6) поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров после их вывоза с таможенной территории Российской Федерации;

7) налоги (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при заявлении таможенной стоимости), взимаемые на таможенной территории Российской Федерации, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Российской Федерации они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.

В тех случае если сделка купли - продажи отсутствует (бартерная торговля) или невозможно использовать цену сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости (например, участники внешнеторговой сделки считаются взаимозависимыми), эту стоимость определяют либо исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца - экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров <*> с таможенной территории Российской Федерации, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> В соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" под идентичными товарами понимаются товары, одинаковые с оцениваемыми по основным идентификационным признакам (физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения, производитель).

Однородными признаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменимыми.

Приведем примеры расчета вывозных (экспортных) таможенных пошлин.

1) Расчет вывозной таможенной пошлины по адвалорной ставке.

Пример. Декларируется вывозимая из Российской Федерации медная проволока (код товара по ТН ВЭД 4708) стоимостью 5000 долл. США. Ставка вывозной таможенной пошлины - 5%.

Величина экспортной пошлины в этом случае составит:

Там.пош. = 5000 долл. x 5 : 100 = 250 долл. США.

2) Расчет вывозной таможенной пошлины по специфической ставке.

Пример. За пределы таможенной территории Российской Федерации вывозят 40 тонн топочного мазута (код по ТН ВЭД - 271000710). Ставка таможенной пошлины - 10 евро за 1 тонну.

Экспортную таможенную пошлину по специфической ставке (в евро за единицу товара) исчисляют по формуле:

Там.пош. = Т x Ст евро x К евро: К в ,

где: Т - количество вывозимого товара;

Ст евро - ставка вывозной таможенной пошлины в евро за единицу товара;

К евро - курс евро, установленный ЦБ РФ на дату принятия таможенной декларации;

К в - курс валюты, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный ЦБ РФ на дату принятия таможенной декларации.

В нашем примере на 15 января 1999 г., дату принятия таможенной декларации, курс евро составлял 25,00 руб., а американского доллара (в этой валюте указана таможенная стоимость вывозимого мазута) - 21,45 руб.

Экспортная пошлина в этом случае равна:

40 x 10 x 25,0 : 21,45 = 466,20 долл. США.

3) Для расчета экспортной пошлины по комбинированной ставке сначала определяют таможенную пошлину по адвалорной ставке, а затем по специфической. Большая из этих двух величин и будет экспортной таможенной пошлиной, подлежащей уплате.

Порядок предоставления тарифных льгот при применении вывозных таможенных пошлин устанавливается российскими законодательными актами, актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ. Основания получения льгот по уплате вывозных таможенных пошлин закреплены в Законе РФ "О таможенном тарифе".

2.2. Косвенные налоги

2.2.1. Налог на добавленную стоимость

Согласно ч.2 ст.98 ТК РФ при экспорте товары освобождаются от налогов либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Законом РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (п.1 ст.5) предусмотрено освобождение от НДС экспортируемых товаров как собственного производства, так и приобретенных, экспортируемых работ и услуг, а также услуг по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров.

В Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" уточняется, что:

- от НДС освобождаются экспортируемые за пределы государств - участников СНГ товары как собственного производства, так и приобретенные;

- представление контракта, платежных документов, грузовой таможенной декларации и товаросопроводительных документов со стороны налогоплательщиков в налоговые органы для доказательства экспортных поставок, выполнения работ (услуг) должно быть обязательным, безусловным. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных документов льгота по экспорту не предоставляется.

Предоставление льготы в виде освобождения от обложения НДС объемов реализации продукции и возмещения входного налога по закупленным материальным ресурсам, использованным для производства экспортной продукции, производится только собственнику экспортного товара вне зависимости от того, реализует он его самостоятельно или через посредника - комиссионера. Эта идея, подтверждающая право на экспортную льготу только для владельца экспортного товара, предусмотрена также в п.6 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения".

2.2.2. Акцизы

Пункт 4 ст.3 Федерального закона от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" предусматривает, что акцизы не уплачиваются по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Российской Федерации, за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства - участники СНГ, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена.

Рассмотрим порядок уплаты акциза на экспортируемую нефть.

Объектом обложения акцизом при вывозе нефти является объем нефти, экспортируемой с таможенной территории Российской Федерации.

Плательщиками акциза на нефть, производимую на территории Российской Федерации, являются производящие и реализующие ее предприятия, учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет; иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на российской территории; иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица.

Ставки акциза на нефть утверждаются Правительством РФ дифференцированно по отдельным нефтедобывающим предприятиям и в зависимости от месторождений.

Основой для исчисления акциза на экспортируемую нефть является объем товара, заявленный в графе 35 "Вес брутто" ГТД. Исчисление акциза, подлежащего уплате, производится в рублях и рассчитывается по следующей формуле:

А = V х СТА,

где: А - акциз;

V - количество нефти в тоннах;

СТА - ставка акциза в рублях, установленная для организации, указанной в графе 2 ГТД ("Отправитель").

Акциз на нефть, экспортируемую с таможенной территории Российской Федерации, уплачивается, как правило, экспортером, указанным в графе 9 "Лицо, ответственное за финансовое урегулирование" ГТД, до истечения 30 дней со дня оформления коносамента, приемо - сдаточного акта или железнодорожной накладной.

При исчислении акциза на нефть, перемещаемую с использованием трубопроводного транспорта, применяются ставки акциза и таможенное законодательство, действующие на день принятия таможенным органом так называемой временной грузовой таможенной декларации. В других случаях применяются ставки акциза и таможенное законодательство, действующие на день принятия таможенным органом полной грузовой таможенной декларации.

В целях усиления контроля за взысканием и перечислением таможенных платежей при таможенном оформлении нефти, вывозимой с территории Российской Федерации трубопроводным и морским транспортом, сокращения сроков поступления акцизов в федеральный бюджет Приказом ГТК России от 11.12.1997 N 728 установлено, что Энергетическая таможня является таможенным органом, производящим в части уплаты таможенных платежей таможенное оформление нефти, вывозимой с российской территории трубопроводным и морским транспортом, а также органом, осуществляющим общий контроль за уплатой таможенных платежей в отношении вывозимой нефти.

Заключительным этапом в процедуре вывоза нефти за пределы территории Российской Федерации является подтверждение уплаты акциза. Не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем оформления грузовой декларации, таможенный орган, производивший оформление нефти, экспортируемой с территории Российской Федерации, выдает лицу, уплатившему акциз, подтверждение о произведенной оплате для представления в налоговые органы.

Подтверждение выдается в виде реестра, который составляется в двух экземплярах: один экземпляр передается лицу, уплатившему акциз, другой остается в таможенном органе. Реестр имеет порядковый номер, подписывается начальником таможни или его заместителем по экономическим вопросам и заверяется мастичной печатью таможни. Форма реестра приведена в приложении к Временной инструкции ГТК России и Госналогслужбы России от 12.08.1996 N 01-23/14267 и от 09.08.1996 N ВЗ-6-04/572 соответственно.

Лицо, уплатившее акциз, передает соответствующему нефтедобывающему предприятию полученные от таможенного органа реестры и копии грузовых деклараций в течение семи дней со дня их получения. Реестры, выданные таможенными органами, и оформленные декларации учитываются нефтедобывающими предприятиями при составлении расчетов по уплате акцизов на добываемую нефть в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 01.11.1995 N 40. Указанные реестры и грузовые таможенные декларации являются для налоговых органов подтверждением уплаты акциза.

2.3. Таможенный сбор за таможенное оформление

При помещении товаров под режим экспорта таможенный сбор за таможенное оформление взимается в валюте Российской Федерации в размере 0,1% таможенной стоимости товаров и дополнительно в иностранной валюте, котируемой ЦБ РФ, в размере 0,05% таможенной стоимости товаров (ст.114 ТК РФ). ГТК России наделен правом уменьшать указанные размеры таможенного сбора за таможенное оформление, освобождать от их уплаты, а в исключительных случаях - изменять валюту, в которой может быть уплачен дополнительный сбор.

За таможенное оформление экспортируемых товаров вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов таможенные сборы взимаются в двойном размере. При этом оформление товаров за пределами региона деятельности того таможенного органа, где находится отправитель товаров или его структурное подразделение, являющееся отправителем товаров, рассматривается так же, как оформление товаров в местах, не определенных для производства таможенного оформления.

Таможенное законодательство определяет отдельные случаи освобождения от уплаты сбора за таможенное оформление (при оформлении вывозимой ЦБ РФ наличной валюты Российской Федерации, кроме памятных монет из недрагоценных металлов и монет из драгоценных металлов; при оформлении товаров, таможенная стоимость которых менее суммы, эквивалентной 100 евро включительно, и в отношении которых не взимаются таможенные пошлины и налоги, а также к которым не применяются меры экономической политики).

За таможенное оформление памятных монет из недрагоценных металлов и монет из драгоценных металлов, являющихся валютой Российской Федерации, при их вывозе из Российской Федерации ЦБ РФ взимаются таможенные сборы в размере 0,15% их таможенной стоимости.

За таможенное оформление вывозимой и пересылаемой из Российской Федерации наличной иностранной валюты взимаются таможенные сборы в размере 0,15% ее номинальной стоимости, заявленной в таможенной декларации. При вывозе ценных бумаг в иностранной валюте за таможенное оформление уплачиваются таможенные сборы в размере трех установленных законом ставок минимальной месячной оплаты труда в отношении партии ценных бумаг, оформленных по одной таможенной декларации.

3. Нетарифные средства регулирования экспорта

Несмотря на закрепление в ст.4 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, административные (нетарифные) меры продолжают играть заметную роль во внешнеторговой политике.

В соответствии со ст.19 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" ограничения экспорта товаров могут устанавливаться исходя из национальных интересов, включающих:

- соблюдение общественной морали и правопорядка;

- охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

- сохранение культурного наследия народов Российской Федерации;

- защиту культурных ценностей от незаконного вывоза;

- необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов;

- обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;

- защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса Российской Федерации;

- выполнение международных обязательств Российской Федерации.

В этой связи механизм нетарифного регулирования применяется, в первую очередь, в отношении:

- поставок товаров на экспорт в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;

- экспорта так называемых специфических товаров (вооружение и военная техника, драгоценные металлы и драгоценные камни, лекарственные средства и др.).

Как уже отмечалось, одним из важнейших требований при экспорте товаров является соблюдение мер экономической политики - лицензирования и квотирования (ст.98 ТК РФ).

Лицензируемые экспортные товары можно условно разделить на несколько групп:

1) товары, экспорт которых осуществляется по лицензиям Минторга России в пределах квот, установленных ЕЭС - Европейским Экономическим сообществом (только в страны ЕЭС);

2) товары, вывоз которых осуществляется по лицензиям Минторга России в порядке, определяемом данным министерством по согласованию с соответствующими контролирующими организациями;

3) товары, вывоз которых осуществляется по лицензиям Минторга России в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации или Правительством РФ.

В первую группу входят товары, по которым у Российской Федерации имеются международные обязательства перед ЕЭС о самоограничении объемов экспорта. К ним, в частности, относятся карбид кремния и текстильные товары (см., например, Постановление Правительства РФ от 06.07.1999 N 752 "О реализации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о торговле текстильными товарами").

Ко второй группе относятся различные "специфические" товары, для экспорта которых необходимо получить лицензию Минторга России, выдаваемую на основании решения соответствующего контролирующего органа (Минприроды России, Минсельхозпрода России, ФАПСИ, Минздрава России и др.). Такими товарами являются лекарственное сырье, дикие животные, живая рыба, шифровальные средства и т.д.

В третьей группе объединены такие товары, как порох, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества, товары с содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней, озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция, лекарственные средства, наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества, опасные отходы и др. Общим для всех этих товаров является то, что порядок их вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации определяется соответствующим указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства РФ.

Особое место в третьей группе занимают товары, вывоз которых осуществляется в соответствии с системой экспортного контроля, нацеленной на "защиту интересов Российской Федерации и реализацию требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения" (ст.4 Федерального закона "Об экспортном контроле").

4. Валютный контроль за экспортными операциями

Валютный контроль основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами, о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через российскую таможенную границу, и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления экспортной выручки. Для этого составляется и используется специальный документ валютного контроля - паспорт экспортной сделки. Основой этого механизма является обязанность экспортера обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

При осуществлении таможенного и валютного контроля и таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с режимом экспорта по внешнеторговым сделкам (включая бартерные сделки), предусматривающим расчеты в иностранной валюте, исходят из того, что обязательное зачисление в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта в сроки, установленные законодательством для исполнения текущих валютных операций или определенные ЦБ РФ для валютных операций, связанных с движением капитала, является требованием таможенного режима экспорта в соответствии со ст.98 ТК РФ (п.7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок").

Требование обязательного зачисления валютной выручки нашло свое закрепление и в п.8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.1992 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин": "Валютная выручка от экспорта или реализации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации".

Зачисление экспортной выручки в иностранной валюте на счет за рубежом возможно только при наличии у экспортера специального разрешения ЦБ РФ.

Таможенный орган, принимая грузы к оформлению, требует сообщения реквизитов валютного счета, на который будет переведена экспортная выручка (эта информация содержится в паспорте сделки). После окончания таможенного оформления в уполномоченный банк направляется извещение о совершении экспортной поставки. Завершается контрольная процедура уведомлением о зачислении уполномоченным банком валютной выручки экспорта.

При несоблюдении требования обязательного зачисления экспортерами на свои счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров в сроки, определенные законодательством для совершения валютных операций, таможенные органы решают вопрос о заведении и принятии к производству в отношении лиц, осуществивших экспорт товаров и не обеспечивших принятие мер к получению и зачислению валютной выручки от экспорта товаров на их счета в уполномоченных банках, дела о нарушении таможенных правил по ст.273 ТК РФ (п.2 Приказа ГТК России от 24.07.1995 N 467).

Незачисление всей или части валютной выручки на счет экспортера в уполномоченном банке квалифицируется по ст.273 ТК РФ ("Неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими"), поскольку такое нарушение выражается в несоблюдении требований режима экспорта (ст.98 ТК РФ).

Санкция ст.273 ТК РФ предусматривает назначение основного взыскания в виде штрафа в размере от 100 до 200% стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, вместе с дополнительным взысканием в виде конфискации таких товаров и транспортных средств, либо взыскания их стоимости, либо отзыва лицензии (квалификационного аттестата) или без применения дополнительного взыскания.

Согласно п.2 Приказа ГТК России от 24.07.1995 N 467 "О порядке применения нормы права, установленной статьей 273 Таможенного кодекса Российской Федерации" непосредственным объектом правонарушения считается только тот товар либо его часть, валютная выручка от экспорта которого не была зачислена в установленном порядке на счета в уполномоченных банках.

Подписано в печать А.Н.Козырин

20.10.1999 Профессор,

доктор юридических наук

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Шведский опыт - для российского бизнеса (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 42) >
Статья: Элементы вмененного дохода при налогообложении чаевых на предприятиях сферы обслуживания в США ("Налоговый вестник", 1999, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.