![]() |
| ![]() |
|
Статья: Бухгалтерский учет в садоводческих объединениях (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 42)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 42, 1999
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В САДОВОДЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 41, 1999)
Члены садоводческого объединения обязаны освоить принадлежащий им земельный участок в течение трех лет. Кроме того, они должны использовать его только по целевому назначению. После оформления прав на земли общего пользования и земельные участки начинается текущая деятельность садоводческого объединения. Поступление членских взносов отражается следующими записями на счетах: Д-т 76, К-т 96-2 - начисление членских взносов; Д-т 50, К-т 76 - поступление членских взносов;
Д-т 51, К-т 50 - перечисление части членских взносов на расчетный счет. Задолженность по членским взносам может привести к штрафным санкциям по отношению к членам объединения, что отражается в бухгалтерском учете при помощи проводок: Д-т 76, К-т 80 - начисление штрафа; Д-т 50, К-т 76 - уплата штрафа. Сумма штрафа является прибылью садоводческого объединения по уставной деятельности, связанной с исполнением сметы, и поэтому налогом на прибыль не облагается (ст.2 ГК РФ и п.2.12 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (в ред. от 25.08.1998)). Если садоводческое объединение наряду с уставной деятельностью проводит регулярные коммерческие операции, то бухгалтерский учет должен быть раздельным. Например, расходы по этим видам деятельности можно учитывать на отдельных субсчетах счета 20: 20-У "Уставная деятельность", 20-К "Коммерческая деятельность". В том случае, когда коммерческой деятельностью являются торговые операции, нет необходимости иметь отдельные субсчета на счете 20, поскольку в торговле все расходы собираются на счете 44 "Издержки обращения". Необходимо четко распределить общехозяйственные и административные расходы по видам деятельности, а также обеспечить ведение налогового учета. Чтобы упростить ведение раздельного бухгалтерского учета, в плане счетов садоводческого объединения можно, например, по всем счетам и субсчетам добавить символы У - "по уставной деятельности" и К - "по коммерческой деятельности". Например: 80-У "Прибыли и убытки по уставной деятельности", 80-К "Прибыли и убытки по коммерческой деятельности"; 69-4У "Расчеты по фонду занятости по уставной деятельности", 69-4К "Расчеты по фонду занятости по коммерческой деятельности". Опыт показывает, что дополнительное время, потраченное на соответствующую настройку счетов, окупится значительным сокращением времени на проведение учета и составление отчетности. Распределять общие накладные расходы, на наш взгляд, целесообразно путем их деления пропорционально заработной плате работников основного производства по уставной ЗП(У) и коммерческой ЗП(К) деятельности, что следует указать в учетной политике. Приведем простые формулы для распределения общих расходов в садоводческом объединении. Введем следующие обозначения: ЗП(А) - заработная плата работников административного аппарата; SUM = ЗП(А) + ЗП(У) + ЗП(К) - суммарная заработная плата работников; ДЕЛЬТА А = ЗП(А) : SUM - относительная заработная плата административных работников; ДЕЛЬТА У = ЗП(У) : SUM - относительная заработная плата основных работников, занятых уставной деятельностью; ДЕЛЬТА К = ЗП(К) : SUM - относительная заработная плата основных работников, занятых коммерческой деятельностью. Учитывая, что распределению подлежит и заработная плата административных работников, путем простых преобразований можно получить следующие формулы для определения коэффициентов, пропорционально которым можно проводить распределение общих затрат:
Кк = ДЕЛЬТА К х [1 + ДЕЛЬТА А] - коэффициент коммерческих расходов; (1)
Ку = ДЕЛЬТА А2 + ДЕЛЬТА У х [1 + ДЕЛЬТА А] = 1 - Кк - коэффициент уставных расходов. (2)
Пример. Месячная заработная плата работников административного аппарата садоводческого объединения ЗП(А) равна 2 тыс. руб.; месячная заработная плата рабочих по уставной деятельности ЗП(У) - 6 тыс. руб.; месячная заработная плата рабочих по коммерческой деятельности ЗП(К) - 8 тыс. руб. Общехозяйственные расходы на счете 26 равны 22 тыс. руб. Необходимо распределить заработную плату административных работников и общехозяйственные расходы по уставной и коммерческой деятельности. Используя формулы (1) и (2), получим следующие значения коэффициентов коммерческих и уставных расходов:
Кк = 0,563; Ку = 0,437.
Следовательно, сумма начисленной заработной платы административных работников будет распределена таким образом: относимая на затраты, связанные с уставной деятельностью, - 0,874 тыс. руб., связанные с коммерческой деятельностью - 1,126 тыс. руб. А общехозяйственные расходы распределятся следующим образом: связанные с уставной деятельностью - 9,614 тыс. руб., с коммерческой - 12,386 тыс. руб. Возможна финансовая взаимосвязь обоих видов деятельности, например через взаимное кредитование. Если с согласия общего собрания членов садоводческого объединения заимствованы денежные средства из уставной деятельности в коммерческую, в бухгалтерском учете появится следующая проводка: Д-т 96, К-т 94 - краткосрочный заем средств из уставной деятельности (счет 94 "Краткосрочные займы"). В уставной деятельности важнейшими элементами являются смета расходов, взносы членов объединения и минимизация отклонения суммы фактических расходов от расходов, запланированных по смете, а в коммерческой деятельности - выручка от реализации продукции (работ, услуг) и максимизация прибыли как разницы между выручкой и расходами. Общее для обоих видов деятельности - стремление оптимизировать суммы налоговых платежей за счет правильного распределения ресурсов и использования льгот, предоставляемых законодательством. Особенность уставной деятельности - наличие сметы расходов. Она может включать: расходы по основной деятельности (содержание и ремонт основных средств, содержание дорог и ограждений, благоустройство территории, противопожарные мероприятия, страховые взносы, налоги и сборы, коммунальные платежи, зарплата рабочих, приобретение и ремонт инвентаря, амортизация основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов); административно - хозяйственные расходы (зарплата администрации, отчисления от нее в социальные фонды, канцелярские расходы, расходы на служебную корреспонденцию и подписные издания, коммунальные платежи, амортизацию основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов); капитальные целевые расходы (сооружение объектов и их реконструкция, приобретение основных средств, приобретение транспорта). Бухгалтерский учет расходов по основной деятельности можно оформить следующими проводками: Д-т 60, 68, 69, 70, 71, 76, К-т 50, 51 - оплата текущих и будущих расходов; Д-т 31, К-т 50, 60, 76 - учет расходов будущих периодов; Д-т 20, К-т 02, 10, 12, 13, 26, 31, 50, 60, 68, 69, 70, 71, 76 - учет текущих расходов. Учет административно - хозяйственных расходов аналогичен учету расходов по основной деятельности с той разницей, что главным счетом здесь является счет 31: Д-т 60, 68, 69, 70, 71, 76, К-т 50, 51 - оплата текущих и будущих расходов; Д-т 31, К-т 50, 60, 76 - учет расходов будущих периодов; Д-т 26, К-т 02, 10, 12, 13, 31, 50, 60, 68, 69, 70, 71, 76 - учет текущих расходов. Расходы, относящиеся к будущим периодам, списываются в те периоды, к которым они относятся. Капитальные целевые расходы осуществляются за счет целевых взносов: Д-т 76, К-т 96-3 - начисление целевых взносов; Д-т 50, 51, К-т 76 - поступление целевых взносов; Д-т 60, К-т 51 - перечисление средств подрядчику; Д-т 08, К-т 60 - учет объемов капитальных работ; Д-т 46, К-т 08 - списание объемов капитальных работ; Д-т 01, К-т 46 - ввод объекта в эксплуатацию; Д-т 96-3, К-т 88-3 - формирование фонда накопления под созданный объект. Ежемесячные списания на субсчет 20-У административно - хозяйственных расходов пропорционально зарплате работников, занимающихся уставной деятельностью, позволяют вести учет фактических расходов по уставной деятельности. Эти расходы в конце года (или в другие установленные общим собранием отчетные периоды) соотносятся с расходами, запланированными по смете: Д-т 96, К-т 20-У - списание расходов по уставной деятельности. Наличие сальдо по счету 96 свидетельствует об экономии или о перерасходе. Экономия по смете должна оформляться в отчетном периоде проводкой: Д-т 96, К-т 80-У - сумма экономии по смете. Перерасход по смете должен стать предметом обсуждения и анализа. В бухгалтерском учете в рамках внутренних и внешних отчетных периодов текущего года целесообразно перерасход зафиксировать проводкой: Д-т 84-У, К-т 96 - сумма перерасхода по смете. Перерасход должен быть утвержден общим собранием членов садоводческого объединения. При положительном решении следует отнести его к убыткам по исполнению сметы: Д-т 80-У, К-т 84-У - сумма перерасхода по смете. Если перерасход не утвержден, то его сумма взыскивается с виновного лица, допустившего перерасход: Д-т 73-3, К-т 84-У - начисление перерасхода на виновное лицо; Д-т 50, 70, К-т 73-3 - удержание перерасхода с виновного. При утверждении годовых расходов по смете необходимо выполнить соответствующую реформацию баланса и определить итог работы объединения за год. Если смета выполнена идеально, то никакой дополнительной проводки не нужно. В случае экономии по смете при реформации фиксируется наличие прибыли от уставной деятельности, которая переводится на счет 88 (субсчет "Экономия или перерасход по смете прошлых лет"): Д-т 80-У, К-т 88-У - сумма экономии по годовой смете. На будущий год данная сумма может служить источником списания расходов при составлении новой сметы: Д-т 88-У, К-т 96-2 - сумма экономии по смете прошлого года. В случае перерасхода по смете при реформации баланса фиксируется наличие убытка от уставной деятельности, который переводится на счет 88-У: Д-т 88-У, К-т 80-У - сумма перерасхода по смете прошлого года. В соответствии со ст.116 ГК РФ для садоводческого объединения в форме потребительского кооператива перерасход по смете (если он утвержден общим собранием) должен быть компенсирован членами объединения в течение 3 месяцев путем дополнительных взносов: Д-т 76 (75), К-т 88-У - начисление дополнительных взносов для компенсации перерасхода по смете прошлого года; Д-т 50, 51, К-т 75 (76) - получение дополнительных взносов. Специфика уставной деятельности садоводческого объединения определяет особенности его налогообложения. Анализ Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. от 10.02.1999) и ряда инструкций Госналогслужбы России о порядке исчисления и уплаты конкретных налогов показывает, что для садоводческого объединения расчет с бюджетом и внебюджетными фондами осуществляется по следующим видам налогов: подоходный налог; отчисления в фонды социального страхования и обеспечения; налог на добавленную стоимость (НДС) - в некоторых случаях; плата за землю; налог на приобретение автотранспортных средств; налог с владельцев транспортных средств; целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно - правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели. Бухгалтерский учет начислений и уплаты налоговых платежей по подоходному налогу и по отчислениям в социальные фонды для садоводческих объединений аналогичен учету в коммерческих предприятиях: Д-т 70-У, К-т 68-У - удержание подоходного налога; Д-т 70-У, К-т 69-2У - удержание в Пенсионный фонд - 1% фонда заработной платы по уставной деятельности (ФЗП); Д-т 20-У, К-т 69-1У - отчисления в Фонд социального страхования - 5,4% ФЗП; Д-т 20-У, К-т 69-2У - отчисления в Пенсионный фонд - 28% ФЗП; Д-т 20-У, К-т 69-3У - отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования - 3,6% ФЗП; Д-т 20-У, К-т 69-4У - отчисления в Фонд занятости населения - 1,5% ФЗП; Д-т 68, 69, К-т 51 - осуществление налоговых платежей. Приведем формулу подоходного налога, удерживаемого с работника, совокупный годовой заработок которого не превышает 30 тыс. руб.: Нпод = (0,03 + 0,09) х (ЗП - 0,01 х ЗП - Кл х Км х МРОТ - Ки х Км х МРОТ), где (0,03 + 0,09) = 0,12 - минимальная ставка налога (12%), разбитая на доли федерального бюджета (3%) и бюджета субъектов Федерации 9%. Минимальная ставка подоходного налога применятся для категорий граждан, совокупная годовая величина дохода которых (по всем выплатам) не превышает 30 тыс. руб. Ставки для других значений совокупных годовых доходов граждан приведены в таблице; ЗП - начисленная оплата труда по всем основаниям; 0,01 х ЗП - отчисления в пенсионный фонд (1%); МРОТ - минимальная месячная оплата труда, установленная законодательством (в настоящее время - 83,49 руб.); Кл - количество льгот, устанавливаемых законодательством (1, 3, 5). Обычно Кл = 1. Льготы 3 и 5 предоставляются особым категориям граждан. Они устанавливаются законодательно; Ки - количество детей и / или иждивенцев; Км - коэффициент минимального годового дохода. За минимальный годовой доход принята величина совокупного годового дохода граждан в размере 10 тыс. руб. Если годовой доход не превышает эту сумму, то вычеты в виде льгот и вычеты на содержание детей и / или иждивенцев удваиваются, т.е. Км = 2. С того месяца, в котором совокупный годовой доход гражданина превысит 10 тыс. руб., величина Км = 1.
Ставки подоходного налога, установленные с апреля 1999 г.
———————————————————T——————————————T——————————————————————————————¬ | Размер | В | В бюджет субъектов | | облагаемого | федеральный | Российской | | совокупного | бюджет, | Федерации | | годового | % | | | дохода | | | +——————————————————+——————————————+——————————————————————————————+ |До 30 000 руб. | 3 | 9% | +——————————————————+——————————————+——————————————————————————————+ |От 30 001 | 3 |2700 плюс 12% | |до 60 000 руб. | |от превышения над 30 000 руб. | +——————————————————+——————————————+——————————————————————————————+ |От 60 001 | 3 |6300 плюс 17% | |до 90 000 руб. | |от превышения над 60 000 руб. | +——————————————————+——————————————+——————————————————————————————+ |От 90 001 | 3 |11 400 плюс 22% от | |до 150 000 руб. | |превышения над 90 000 руб. | +——————————————————+——————————————+——————————————————————————————+ |От 150 001 | 3 |24 600 плюс 32% от | |до 300 000 руб. | |превышения над 150 000 руб. | +——————————————————+——————————————+——————————————————————————————+ |От 300 001 руб. | 3 |72 600 плюс 42% от | |и выше (действует | |превышения над 300 000 руб. | |с 2000 г.) | | | L——————————————————+——————————————+——————————————————————————————— Тарифы страховых взносов определяются в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон от 04.01.1999 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год"; Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.02.1999 N ЕВ-16-27/1388 "О применении Федерального закона от 4 января 1999 года N 1-ФЗ" (в ред. от 04.08.1999). Действовавший до 1999 г. льготный тариф взносов в пенсионный фонд (см. Письмо ПФР от 12.05.1997 N ЕВ-16-11/3623-ИН "Об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации садоводческими и садово - огородными товариществами") данными нормативными документами не продлен.
(Продолжение см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 43, 1999)
Подписано в печать В.Я.Кожинов 15.10.1999 Главный бухгалтер
фирмы "Инторгсервис"
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |