Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Система нормативного учета и контроля издержек производства ("Бухгалтерский учет", 1999, N 10)



"Бухгалтерский учет", N 10, 1999

СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО УЧЕТА

И КОНТРОЛЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА

В современных условиях все более очевидной становится необходимость повышения действенности и оперативности контроля за издержками производства, организации учета затрат по местам их возникновения, видам продукции и центрам ответственности.

Эффективная организация контроля издержек производства обеспечивается применением системы нормативного учета. Основными ее слагаемыми являются:

- предварительное составление нормативных калькуляций на основе технически обоснованных действующих норм расхода по основным статьям издержек производства в натуральном и денежном выражении и использование их в учете;

- учет изменений действующих текущих норм по мере внедрения организационно - технических мероприятий и определение влияния этих изменений на уровень себестоимости продукции;

- учет отклонений фактических расходов от действующих норм по местам их возникновения, объектам учета (видам продукции, работ, услуг или однородных изделий), статьям расходов, причинам и виновникам (инициаторам);

- учет фактических затрат на производство с подразделением затрат по нормам, отклонениям от норм и изменениям норм.

Такая организация учета позволяет осуществлять текущий контроль за затратами на производство, поскольку фактические затраты в текущем учете сопоставляются с нормативными и выявляются отклонения от норм. Использование этой информации дает возможность принимать в оперативном порядке необходимые решения в управлении себестоимостью продукции.

Нормативный учет на отечественных предприятиях, как показывает практика, применяется в основном в качестве способа калькулирования себестоимости продукции. В калькуляционных ведомостях затраты подразделяются, как правило, по изделиям или группам однородных изделий в разрезе калькуляционных статей расходов с подразделением затрат по нормам, изменениям норм и отклонениям от норм. При этом нормативная себестоимость отдельных выпускаемых изделий определяется на основании нормативных калькуляций и количественных данных о выпуске этих изделий. Суммируя затем нормативные затраты по всем выпускаемым изделиям, определяют нормативную себестоимость всего товарного выпуска продукции по статьям расходов. В калькуляционной ведомости записывают также по итогам суммы изменений норм и отклонений от норм и устанавливают фактическую себестоимость товарной продукции.

Фактическая себестоимость каждого изделия исчисляется алгебраическим сложением нормативной себестоимости и учтенных по данному изделию сумм отклонений и изменений норм в разрезе статей расходов с помощью формулы:

Ин Он

Сф = Сн + ---- +- ----,

n n

где Сф - фактическая себестоимость изделий; Сн - нормативная себестоимость изделия; Ин - изменения норм; Он - отклонения от норм; n - количество выпущенных заводом изделий.

Если отклонения от норм и изменения норм учитываются по группам однородных изделий, то они распределяются с помощью индексов между отдельными изделиями внутри группы (по заработной плате - пропорционально нормативной заработной плате и по расходу материальных ценностей - пропорционально нормативному расходу по каждой группе материалов). Данные калькуляционной ведомости используются для заполнения форм отчетных калькуляций.

Нормативный способ калькулирования себестоимости продукции позволяет экономически обоснованно исчислять фактическую себестоимость выпуска и каждой единицы отдельных видов продукции в производствах с механической технологией (машиностроение, металлообработка, обувная промышленность), но неприменим в производствах с передельной технологией (металлургия, текстильная промышленность). В передельных производствах, где готовый продукт создается в результате последовательной обработки сырья и материалов, себестоимость продукции калькулируется на основе учтенных за месяц фактических затрат и их распределения пропорционально принятым экономически обоснованным базам, что отвечает специфике этих производств, обеспечивает составление более достоверных калькуляций себестоимости и организацию контроля за снижением издержек производства.

Основное достоинство системы нормативного учета и контроля - выявление в оперативном порядке отклонений фактических затрат от действующих норм расхода сырья и материалов, заработной платы и других производственных затрат, их причин и влияния на себестоимость продукции. Организация на отдельных участках производства систематического наблюдения за отклонениями от действующих норм позволяет в оперативном порядке устранять недостатки. Практика показывает, что система нормативного учета и контроля является универсальной. Она не противоречит сложившимся методам учета затрат и калькулирования себестоимости, а наоборот, предполагает необходимость группировки затрат по определенным объектам учета (переделам, процессам, заказам, изделиям и группам однородных изделий). В зависимости от этого можно различать отдельные варианты методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (см. схему 1).

     
   ——————————————¬         ——————————————¬        ——————————————————¬
   |Попередельный+————————>|Попередельно—|<———————+Система          |
   |метод учета  |         |нормативный  |        |нормативного     |
   L——————————————         L——————————————        |учета и контроля |  
   ——————————————¬         ——————————————¬        |затрат на        |
   |Попроцессный +————————>|Попроцессно— |<———————+производство     |
   |метод учета  |         |нормативный  |        |                 |
   L——————————————         L——————————————        |                 |  
   ——————————————¬         ——————————————¬        |                 |
   |Позаказный   +————————>|Позаказно—   |<———————+                 |
   |метод учета  |         |нормативный  |        |                 |
   L——————————————         L——————————————        |                 |  
   ——————————————¬         ——————————————¬        |                 |
   |Поиздельный  +————————>|Поиздельно—  |<———————+                 |
   |метод учета  |         |нормативный  |        |                 |
   L——————————————         L——————————————        L——————————————————
   

Схема 1

Применение системы нормативного учета и контроля и на ее основе оперативное выявление отклонений от норм расхода является основным средством повышения действенности контроля за снижением издержек производства. При этом учет отклонений организуется таким образом, чтобы можно было выявить отклонения по местам их возникновения, изделиям, причинам и виновникам.

Результатная информация, формируемая в системе нормативного учета и контроля затрат на производство, используется в управлении руководителями соответствующих уровней управления для постановки перечня заданий (команд) отдельным подразделениям, установления периодичности заданий и сроков их доведения до исполнителей - должностных лиц, а также корректировки принятых управленческих решений.

В связи этим учетная информация с точки зрения ее использования может быть подразделена на три вида.

Первый вид - информация, необходимая для фиксации хода производства и уровня затрат на производство, не требующая реагирования со стороны работников управления, минующая руководителя и направляемая непосредственно в бухгалтерию предприятия. Примером такой информации могут служить сведения о фактических затратах на производство в пределах действующих норм затрат. Такая информация передается в компьютеры, которые преобразуют ее и создают результатную информацию, используемую для составления отчетности и ее анализа.

Второй вид - информация об отклонениях от установленных нормативов, по которым разработанными ранее программами предусмотрены типовые решения для ликвидации отклонений и автоматическое регулирование процесса производства. Такая информация вводится с системы датчиков, характеризующих ход процесса производства, с первичных документов и поступает на ЭВМ, в которую предварительно вводятся нормативные данные. Любое отклонение фактических данных от нормативных вызывает соответствующую реакцию, передаваемую управляющим устройством в виде, например, скорректированной программы работы цехов и участков. В условиях автоматизации вычислительных работ информация о фактическом выпуске отдельных деталей, поступающая на ЭВМ, сопоставляется с нормативным (плановым) заданием, и в случае отклонений машина корректирует программу на следующий день. В этом случае происходит автоматическое регулирование процесса производства, освобождающее руководителя от вмешательства.

Третий вид - информация об отклонениях от установленных нормативов, не предусмотренных программой, по которым должно быть принято решение руководителя. Информация поступает главным образом в виде первичных документов, учетных регистров и других носителей информации. Поступающая информация переводится на технические носители информации. Такая информация обрабатывается обязательно с участием специалиста, если процесс предварительно не запрограммирован или программа не предусмотрела данного отклонения.

При такой организации учета становится возможным управление затратами на производство и себестоимостью продукции по отклонениям, когда рассматриваемая и принимаемая первичная документация, отражающая расход в пределах действующих норм, фиксируется экономическими службами предприятия, а в подразделениях предприятия все внимание специалистов (бухгалтеров, финансистов и др.) сосредоточено на выявлении отклонений от норм, выяснении причин и виновников (инициаторов) отклонений и установлении наиболее существенных отклонений с целью принятия необходимых решений.

На схеме 2 показан порядок получения, обработки и фильтрации исходной учетной информации в целях подготовки ее для принятия управленческого решения.

     
   ————————————¬  4 ————————————————¬  3 ——————————¬  2 ————————————¬
   |Блок приня—|<———+Блок фильтрации|<———+Блок     |<———+Блок норм и|
   |тия решения|    |информации     |    |сравнения|    |нормативов |
   L—————T——————    L————————————————    L——————————    L————————————
   
5¦ / \ 1

Вход \ / ------------------------------¬ ¦ Выход

     
   ——————————————>|         Производство        +———————————+———————>
                  L——————————————————————————————
   

1 - фактические параметры;

2 - заданные параметры;

3 - отклонения от норм;

4 - отклонения от норм, требующие принятия решения;

5 - управленческое решение с целью корректива параметров на входе.

Схема 2

Результатная информация об отклонениях от норм затрат формируется по местам возникновения затрат (цех, склад, участок, автоматизированная линия), а также в нескольких временных разрезах (смена, сутки, неделя и др.). Поэтому объем и состав результатной информации не может быть идентичным для всех уровней управления: чем выше уровень, тем обобщеннее показатели результатной информации. Важно использовать принцип предоставления результатной информации в распоряжение управляющего персонала в зависимости от уровня управления (руководство предприятия, цеха, участка, отделов, заводоуправления, складов и других подразделений). Представление избыточных учетных данных управляющему персоналу ведет к информационной перегрузке и усложняет поиск необходимой информации.

Для избирательного использования результатной информации можно предусмотреть:

- предоставление результатной информации по установленному временному регламенту, который предусматривает перечень показателей, форму и сроки представления информации в указанный заявкой адрес. В то же время отсутствующая в регламенте результатная информация может рассылаться потребителю по требованию;

- предоставление оперативной результатной информации в распоряжение управляющего персонала только по параметрам, значение которых выходит за пределы установленных нормативов и плановых заданий. Например, выдача информации об отклонениях от плана выпуска продукции или отклонениях фактических затрат от норм только по тем номенклатурным позициям деталей, узлов, изделий, по которым в данный момент имеется отставание от плана.

Эффективная разработка информации об отклонениях от норм затрат и своевременное ее предоставление для использования в управлении производством позволяют реализовать преимущества системы нормативного учета и контроля затрат на производство, обеспечивающей действенный оперативный контроль за снижением себестоимости продукции.

Подписано в печать П.П.Новиченко

20.09.1999 Доктор экономических наук,

профессор Академии бюджета

и казначейства

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Критерии достоверности показателя "нематериальные активы" ("Бухгалтерский учет", 1999, N 10) >
Статья: Раскрытие существенной информации в бухгалтерской отчетности (Продолжение) ("Бухгалтерский учет", 1999, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.