Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Ответственность за нарушение порядка применения ККМ ("Налоговые известия Московского региона", 1999, N 9)



"Налоговые известия Московского региона", N 9, 1999

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ККМ

Вопрос о применении ККМ и размере штрафных санкций за нарушения Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ) в последнее время дважды рассматривался Конституционным Судом РФ. Были приняты два важных документа: Постановление от 12 мая 1998 г. N 14-П и Определение от 1 апреля 1999 г. N 29-О.

Установлено, что впредь до урегулирования Федеральным Собранием данного вопроса в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом вышеуказанных документов, принятых Конституционным Судом, применяется следующая ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных ст.7 Закона о ККМ:

- за ведение денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовой машины штраф налагается в размере, предусмотренном ст.146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, т.е. от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда;

- за использование неисправной контрольно - кассовой машины - от 28,6 до 57,1 минимальных размеров оплаты труда;

- за невывешивание ценника - от 14,3 до 28,6 минимальных размеров оплаты труда.

Взыскание штрафов с физических лиц производится в судебном порядке, а с юридических лиц не может осуществляться в бесспорном порядке без их согласия. В случае необжалования решения ГНИ о предъявлении штрафных санкций за нарушения Закона о ККМ субъектами ответственности в течение 10 дней со дня вынесения решения (ст.268 КоАП) и невнесения штрафа в добровольном порядке в течение 15 дней со дня вручения решения о наложении штрафа (ст.285 КоАП) налоговые органы принимают меры по бесспорному взысканию штрафа (для юридических лиц - выставление инкассовых поручений, для физических лиц - обращение в органы арбитражного суда с иском о взыскании штрафа).

Наиболее распространенное нарушение Закона о ККМ - невыдача чека покупателю вместе с покупкой.

Статьей 2 Закона о ККМ установлено, что предприятия, которые в соответствии со ст.1 настоящего Закона должны применять контрольно - кассовые машины, обязаны выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно - кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли - продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием.

При квитанционной форме расчетов с населением клиенту выдается квитанция (бланк строгой отчетности). Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 (в ред. Постановления от 23 октября 1995 г. N 1028) установлено, что Минфин России утверждает по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций формы документов строгой отчетности (в том числе квитанций, путевок, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты), которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.

Указанным Постановлением (в ред. от 3 сентября 1998 г. N 1027 и от 21 ноября 1998 г. N 1364) установлено, что денежные расчеты без применения контрольно - кассовых машин могут осуществлять организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части оказания услуг при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам.

Выдача чека или квитанции - это не простая формальность.

Кассовый чек (квитанция) - это юридический документ, подтверждающий оплату товара.

Получение кассового чека (квитанции) - это гарантия на возврат товара, так как возврат товара производится только при наличии кассового чека (квитанции).

Наличие кассового чека (квитанции) - это условие гарантийного ремонта товара.

Наличие кассового чека (квитанции) - это гарантия получения страховки при нанесении покупателю (клиенту) материального или морального ущерба.

Полученный покупателем (клиентом) кассовый чек (квитанция) - это гарантия того, что уплаченные наличные деньги учтены для налогообложения.

Еще одно из характерных нарушений - невывешивание ценника (прейскуранта) на продаваемый товар (оказываемую услугу).

Статьей 2 Закона о ККМ установлено, что все предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.

Пунктом 10 Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1998 г. N 904, установлено, что организация обязана обеспечить наличие единообразно и четко оформленных в установленном порядке ценников на реализуемые товары (прейскурантов на оказываемые услуги).

Порядок оформления ценников установлен Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, утвердившим Правила продажи отдельных видов товаров. Пунктом 19 указанных Правил определено, что продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. Цены на товары и работы, тарифы на услуги указываются в валюте Российской Федерации. Поэтому информация о товаре, оформленная с нарушением установленных Правил, не может рассматриваться как ценник.

Под продавцом понимается организация независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющий продажу товаров по договору розничной купли - продажи.

Проверки рынков на территории области показывают, что Постановление Правительства РФ от 6 января 1997 г. N 11 "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли" и Распоряжение Администрации Московской области от 22 сентября 1997 г. N 29-8602 "Об упорядочении торговли на рынках" в части использования торговых мест строго по назначению выполняются не в полной мере.

С целью уклонения от применения ККМ торговые места (палатки, контейнеры и т.д.) используются не как торговые места, а как складские помещения. При этом торговля осуществляется рядом со стола, а администрации городов и районов выдают владельцам этих торговых точек разрешения на торговлю с лотков, что ведет к бесконтрольному получению от населения наличных денег.

Постановлениями Правительства РФ от 6 января 1997 г. N 11 и от 21 ноября 1998 г. N 1364 установлено, что денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин могут производить предприятия (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае выполнения ими торговых операций или оказания услуг) при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для торговли, за исключением находящихся на этих территориях палаток, ларьков, павильонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и приспособленных торговых мест, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам по предложениям, поступившим от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принято Решение от 30 июня 1997 г. (Протокол N 4/36-97) согласиться с предложением о самостоятельном решении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопросов толкования термина "другие аналогично обустроенные и приспособленные торговые места". Рекомендованы к использованию толкования следующих понятий:

киоск, ларек - временное или постоянное помещение, используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя вне помещения;

павильон - временное или постоянное помещение, используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя внутри помещения;

палатка - временное помещение из ткани, пленки или других материалов, используемое для торговли или оказания услуг;

помещение контейнерного типа - контейнер или иная емкость, используемые для торговли или оказания услуг;

автофургон - грузовой автомобиль с открытым кузовом типа фургона или иной грузовой автомобиль, автоприцеп, а также легковой автомобиль, микроавтобус или автобус, используемый для торговли или оказания услуг;

прилавок - стол, отделяющий продавца (лицо, оказывающее услуги) от покупателя (клиента) и используемый для показа и отпуска товара.

В отдельных городах и районах области местные администрации под видом лоточной торговли разрешают торговлю непродовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений.

Помещения из ткани, пленки или других материалов, используемые для торговли на рынках и в других местах, отведенных для торговли, подпадающие под вышеуказанное понятие "палатка", продавцами трактуются как открытый прилавок или лоток, и в них торговля осуществляется без применения ККМ.

В нарушение Постановления Администрации Московской области от 12 октября 1993 г. N 175, которым лотки квалифицируются как приспособления для торговли вразнос, допускается расширительное толкование понятия "лоток". Отдельные продавцы арендуют места в магазинах и осуществляют торговлю без применения ККМ с таких же прилавков, с которых рядом осуществляется торговля с применением ККМ, считая, что они торгуют с лотка. Это является нарушением законодательства о ККМ, которым установлено, что в магазинах торговля должна осуществляться с обязательным применением контрольно - кассовых машин. Под видом лоточной торговли (без применения ККМ) осуществляется стационарная торговля дорогостоящими товарами: автозапчастями, телерадиоаппаратурой, бытовой техникой, мебелью, коврами, меховыми изделиями, одеждой и т.п. На рынках и в местах массовой торговли, а также возле автомобильных трасс осуществляется торговля с торговых мест, которые подпадают под термин "другие аналогично обустроенные и приспособленные торговые места" (стеллажи, стенды, незастекленные палатки из дерева и металла и т.д.). Порой торговля осуществляется не из торговых мест, а с земли (автозапчастями, коврами, мебелью, сантехникой, инструментами и т.д.).

Многие предприятия осуществляют торговлю без применения ККМ с автомашин, автоприцепов (строительными материалами, обувью, одеждой, продовольственными товарами и т.д.), хотя эта торговля подпадает под вышеуказанное понятие "автофургон" и должна осуществляться с обязательным применением ККМ.

Практика применения ККМ при денежных расчетах с населением выдвигает все новые и новые проблемы, которые необходимо решать в законодательном порядке.

Подписано в печать А.С.Кленовский

10.09.1999 Управление МНС России

по Московской области

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Последствия неперечисления банками налоговых платежей клиентов ("Налоговые известия Московского региона", 1999, N 9) >
Статья: К вопросу исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость ("Налоговые известия Московского региона", 1999, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.