![]() |
| ![]() |
|
Статья: Ответственность за нарушение порядка применения ККМ ("Налоговые известия Московского региона", 1999, N 9)
"Налоговые известия Московского региона", N 9, 1999
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ККМ
Вопрос о применении ККМ и размере штрафных санкций за нарушения Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ) в последнее время дважды рассматривался Конституционным Судом РФ. Были приняты два важных документа: Постановление от 12 мая 1998 г. N 14-П и Определение от 1 апреля 1999 г. N 29-О. Установлено, что впредь до урегулирования Федеральным Собранием данного вопроса в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом вышеуказанных документов, принятых Конституционным Судом, применяется следующая ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных ст.7 Закона о ККМ: - за ведение денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовой машины штраф налагается в размере, предусмотренном ст.146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, т.е. от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; - за использование неисправной контрольно - кассовой машины - от 28,6 до 57,1 минимальных размеров оплаты труда; - за невывешивание ценника - от 14,3 до 28,6 минимальных размеров оплаты труда. Взыскание штрафов с физических лиц производится в судебном порядке, а с юридических лиц не может осуществляться в бесспорном порядке без их согласия. В случае необжалования решения ГНИ о предъявлении штрафных санкций за нарушения Закона о ККМ субъектами ответственности в течение 10 дней со дня вынесения решения (ст.268 КоАП) и невнесения штрафа в добровольном порядке в течение 15 дней со дня вручения решения о наложении штрафа (ст.285 КоАП) налоговые органы принимают меры по бесспорному взысканию штрафа (для юридических лиц - выставление инкассовых поручений, для физических лиц - обращение в органы арбитражного суда с иском о взыскании штрафа). Наиболее распространенное нарушение Закона о ККМ - невыдача чека покупателю вместе с покупкой. Статьей 2 Закона о ККМ установлено, что предприятия, которые в соответствии со ст.1 настоящего Закона должны применять контрольно - кассовые машины, обязаны выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно - кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли - продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием.
При квитанционной форме расчетов с населением клиенту выдается квитанция (бланк строгой отчетности). Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 (в ред. Постановления от 23 октября 1995 г. N 1028) установлено, что Минфин России утверждает по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций формы документов строгой отчетности (в том числе квитанций, путевок, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты), которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств. Указанным Постановлением (в ред. от 3 сентября 1998 г. N 1027 и от 21 ноября 1998 г. N 1364) установлено, что денежные расчеты без применения контрольно - кассовых машин могут осуществлять организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части оказания услуг при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам. Выдача чека или квитанции - это не простая формальность. Кассовый чек (квитанция) - это юридический документ, подтверждающий оплату товара. Получение кассового чека (квитанции) - это гарантия на возврат товара, так как возврат товара производится только при наличии кассового чека (квитанции). Наличие кассового чека (квитанции) - это условие гарантийного ремонта товара. Наличие кассового чека (квитанции) - это гарантия получения страховки при нанесении покупателю (клиенту) материального или морального ущерба. Полученный покупателем (клиентом) кассовый чек (квитанция) - это гарантия того, что уплаченные наличные деньги учтены для налогообложения. Еще одно из характерных нарушений - невывешивание ценника (прейскуранта) на продаваемый товар (оказываемую услугу). Статьей 2 Закона о ККМ установлено, что все предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы. Пунктом 10 Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1998 г. N 904, установлено, что организация обязана обеспечить наличие единообразно и четко оформленных в установленном порядке ценников на реализуемые товары (прейскурантов на оказываемые услуги). Порядок оформления ценников установлен Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, утвердившим Правила продажи отдельных видов товаров. Пунктом 19 указанных Правил определено, что продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. Цены на товары и работы, тарифы на услуги указываются в валюте Российской Федерации. Поэтому информация о товаре, оформленная с нарушением установленных Правил, не может рассматриваться как ценник. Под продавцом понимается организация независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющий продажу товаров по договору розничной купли - продажи. Проверки рынков на территории области показывают, что Постановление Правительства РФ от 6 января 1997 г. N 11 "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли" и Распоряжение Администрации Московской области от 22 сентября 1997 г. N 29-8602 "Об упорядочении торговли на рынках" в части использования торговых мест строго по назначению выполняются не в полной мере. С целью уклонения от применения ККМ торговые места (палатки, контейнеры и т.д.) используются не как торговые места, а как складские помещения. При этом торговля осуществляется рядом со стола, а администрации городов и районов выдают владельцам этих торговых точек разрешения на торговлю с лотков, что ведет к бесконтрольному получению от населения наличных денег. Постановлениями Правительства РФ от 6 января 1997 г. N 11 и от 21 ноября 1998 г. N 1364 установлено, что денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин могут производить предприятия (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае выполнения ими торговых операций или оказания услуг) при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для торговли, за исключением находящихся на этих территориях палаток, ларьков, павильонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и приспособленных торговых мест, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами. Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам по предложениям, поступившим от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принято Решение от 30 июня 1997 г. (Протокол N 4/36-97) согласиться с предложением о самостоятельном решении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопросов толкования термина "другие аналогично обустроенные и приспособленные торговые места". Рекомендованы к использованию толкования следующих понятий: киоск, ларек - временное или постоянное помещение, используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя вне помещения; павильон - временное или постоянное помещение, используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя внутри помещения; палатка - временное помещение из ткани, пленки или других материалов, используемое для торговли или оказания услуг; помещение контейнерного типа - контейнер или иная емкость, используемые для торговли или оказания услуг; автофургон - грузовой автомобиль с открытым кузовом типа фургона или иной грузовой автомобиль, автоприцеп, а также легковой автомобиль, микроавтобус или автобус, используемый для торговли или оказания услуг; прилавок - стол, отделяющий продавца (лицо, оказывающее услуги) от покупателя (клиента) и используемый для показа и отпуска товара. В отдельных городах и районах области местные администрации под видом лоточной торговли разрешают торговлю непродовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений. Помещения из ткани, пленки или других материалов, используемые для торговли на рынках и в других местах, отведенных для торговли, подпадающие под вышеуказанное понятие "палатка", продавцами трактуются как открытый прилавок или лоток, и в них торговля осуществляется без применения ККМ. В нарушение Постановления Администрации Московской области от 12 октября 1993 г. N 175, которым лотки квалифицируются как приспособления для торговли вразнос, допускается расширительное толкование понятия "лоток". Отдельные продавцы арендуют места в магазинах и осуществляют торговлю без применения ККМ с таких же прилавков, с которых рядом осуществляется торговля с применением ККМ, считая, что они торгуют с лотка. Это является нарушением законодательства о ККМ, которым установлено, что в магазинах торговля должна осуществляться с обязательным применением контрольно - кассовых машин. Под видом лоточной торговли (без применения ККМ) осуществляется стационарная торговля дорогостоящими товарами: автозапчастями, телерадиоаппаратурой, бытовой техникой, мебелью, коврами, меховыми изделиями, одеждой и т.п. На рынках и в местах массовой торговли, а также возле автомобильных трасс осуществляется торговля с торговых мест, которые подпадают под термин "другие аналогично обустроенные и приспособленные торговые места" (стеллажи, стенды, незастекленные палатки из дерева и металла и т.д.). Порой торговля осуществляется не из торговых мест, а с земли (автозапчастями, коврами, мебелью, сантехникой, инструментами и т.д.). Многие предприятия осуществляют торговлю без применения ККМ с автомашин, автоприцепов (строительными материалами, обувью, одеждой, продовольственными товарами и т.д.), хотя эта торговля подпадает под вышеуказанное понятие "автофургон" и должна осуществляться с обязательным применением ККМ. Практика применения ККМ при денежных расчетах с населением выдвигает все новые и новые проблемы, которые необходимо решать в законодательном порядке.
Подписано в печать А.С.Кленовский 10.09.1999 Управление МНС России
по Московской области
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |